19.08.2011 Инфляция создает риски для исполнения бюджета РФ на 2012-2014 годы Ускорение роста цен закладывает риски для исполнения федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов: инфляция будет способствовать замедлению роста экономики, снижению доходов и сокращению расходов бюджета в реальном выражении, считает замглавы Счетной палаты РФ Валерий Горегляд, слова которого приводятся в сообщении контрольного ведомства. В минувшую среду в Счетной палате прошло заседание экспертно-консультативной группы "Бюджетная политика и макроэкономические параметры роста", на котором эксперты-экономисты обсудили возможности использования бюджета для макроэкономической стабилизации. Экспертно-консультативная группа создана в рамках подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. В нее вошли ведущие экономисты страны, работающие в государственных, корпоративных и исследовательских структурах. По словам Горегляда, обеспокоенность контрольного органа вызывает риск превышения целевых уровней инфляции. Прежде всего, прогноз о замедлении инфляции базируется на предположении, что в среднесрочной перспективе и в условиях стабильного курса рубля к доллару потребительский спрос сохранится на низком уровне. Однако низкий спрос, ограничивая инфляцию, одновременно сдерживает экономический рост. Это, в свою очередь, может помешать достижению прогнозных показателей роста ВВП в 2012-2014 годах. Кроме того, отметил Валерий Горегляд, в рассматриваемом периоде существует вероятность ослабления курса рубля, что также негативно отразится на уровне инфляции. Инфляционным фактором остается и рост тарифов и цен на услуги естественных монополий. Цены на топливо растут, а инвестиционная составляющая включается в регулируемые тарифы. Таким образом, резюмировал замглавы Счетной палаты, инфляция закладывает риски для федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Вместе с тем, Росстат уже дважды этим летом зафиксировал дефляцию в 0,1% на фоне удешевления плодоовощной продукции; с начала года к 15 августа инфляция набрала 4,9%. Официальный прогноз по росту потребительских цен по итогам 2011 года пока остается на уровне 6,5-7,5%, и как ранее сообщал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, пока темпы инфляции позволяют говорить о том, что она приближается к нижней границе годового прогноза. В настоящее время МЭР готовит уточненный прогноз макроэкономических показателей. Главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова считает, что ситуация в реальном секторе экономики даже сегодня, на фоне очередного шторма на мировых финансовых рынках, выглядит не хуже, чем осенью 2008 года. Тем не менее, рост ВВП во втором квартале затухает, несмотря на стабильные цены на углеводороды и металлы. Правительству, по мнению Орловой, следовало бы позаботиться об улучшении структуры и качества роста, который по итогам первого полугодия происходил в значительной мере за счет товарных запасов компаний. Менее стабильной, чем осенью 2008 года, эксперт считает ситуацию в банковской сфере. "Последствия деятельности недобросовестных банков, в том числе Межпромбанка и в особенности Банка Москвы, существенно повышают расходные обязательства государства", - цитирует ее слова Счетная палата. В ряду рисков Орлова назвала также повышение чувствительности бюджета и макроэкономических показателей к динамике мировых цен на нефть и долговой ситуации в США и еврозоне. По ее расчетам, бездефицитный бюджет возможен лишь при цене на нефть Brent в 130 долларов за баррель, а положительный счет текущих операций - при цене от 95 долларов за баррель. В отличие от ситуации со счетом текущих операций, инфляционную угрозу Орлова не считает критической. Тем не менее, на ее взгляд, правительство в целях сдерживания инфляции могло бы, в частности, перераспределить социальные расходы от пенсионной системы в пользу образования и здравоохранения. Главный экономист ФК "Открытие" Владимир Тихомиров назвал проект бюджета предвыборным политическим документом, который может подвергнуться коррекции после выборов - возможно, уже к середине следующего года. По его мнению, необходимо, во-первых, упорядочить формирование тарифов естественных монополий, одновременно сняв с государства хотя бы часть бремени субсидирования жилищно-коммунальных и энерготарифов; во-вторых, консолидировать средства для инвестиций в деградирующую инфраструктуру; в-третьих, добиться повышения налогов на высокие доходы. Расходы на финансирование социальной политики, национальной обороны и безопасности, полагает эксперт, коррекции подвергнуты не будут. При этом Тихомиров считает возможным и желательным сокращение бюджетных расходов по статье "Национальная экономика". На его взгляд, это улучшит структуру расходной части федерального бюджета. "Если все эти достаточно болезненные преобразования будут реализованы, я вижу возможность для роста ВВП в 4,8% в среднем по периоду 2012-2014 годов. Если нет, то рост не превысит 2% в год даже при условии благоприятной ценовой конъюнктуры на основные российские экспортные товары", - заявил эксперт. Главный экономист банка HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов не видит существенных рисков для конструкции бюджета в 2012-2014 годах. Тем не менее, он не считает обоснованным официальный прогноз роста ВВП. "С 2013 года, согласно прогнозу, рост ВВП ускоряется, однако этот рост не обеспечен какими бы то ни было успешными структурными и институциональными реформами", - отметил он. Реалистичным эксперт считает прогноз роста ВВП в среднем по периоду 2012-2014 года в 3%. Кроме того, Морозов не видит и угрозы в поступательном ослаблении рубля. Равным образом, считает он, стране не грозит и дефицит счета текущих операций. "Хуже то, что Россия при сохранении существующего качества институтов не способна иметь устойчивый приток капитала", - подчеркнул он. К бюджетным рискам Морозов отнес поступательный рост расходов, не обеспеченных доходами, а также отсутствие в России, в отличие от остальных стран G8, механизмов таргетирования инфляции. Кроме того, эксперт критически оценил программу внутренних заимствований и приватизационную программу правительства. "Для их реализации на рынке недостаточно ликвидности", - полагает он. Вообще целесообразность крупномасштабных госзаимствований при одновременном накоплении нефтегазовых доходов государства в фондах с доходностью ниже ставки упомянутых заимствований не очевидна, подчеркнул представитель банка HSBC. Большинство участников заседания поддержали идею формирования сценарного бюджета, предполагающего несколько вариантов исполнения доходов и финансирования расходов на случай резкого изменения базовых макроэкономических показателей. Экспертные мнения помогут сделать заключение Счетной палаты на проект федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов более выверенным и реалистичным, заявил Горегляд. Следующие заседания экспертно-консультативной группы пройдут в Счетной палате 24 и 31 августа, а также 7 сентября. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |