13.08.2011  В январе – июле авторынок РФ продолжал уверенно расти

   Легковые автомобили, особенно собираемые в России, расходились в последние семь месяцев, как горячие пирожки. По опубликованным вчера данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), авторынок РФ в 2011 году компенсировал падение продаж в 2009-м. Однако тем, кто еще не успел сменить машину или купить свое первое авто, эксперты советуют не спешить, пока не закончится кризис на фондовом рынке.
   За семь месяцев продажи легковых и легковых коммерческих машин выросли на 50% и составили 1,4 млн. штук, подсчитали эксперты АЕБ. Они прогнозируют, что в благоприятной экономической ситуации к концу года продажи дойдут до 2,4 млн машин, вернувшись к докризисному периоду.
   Напомним, что правительство РФ призвало зарубежные концерны локализовать производство в России до 60%, доведя объемы промсборки до 300 тыс. машин в год. Производители поддержали эту идею, позволяющую оптимизировать расходы и не повышать себестоимость автомобилей. «Основная доля продаж сегодня приходится именно на бюджетные автомобили. Поэтому цена здесь ключевой фактор», – сообщил аналитик инвестиционной компании Андрей Рожков. Неудивительно, что лидером продаж по-прежнему остаются собственно отечественные производители, за ним идут европейские концерны, собирающие в России бюджетные модели.
   Во втором полугодии темп роста продаж начал снижаться под влиянием сезонного фактора. По данным АЕБ, в июле он сократился до 27% против июньских 40%. В сезон отпусков снижение сохранится, в дальнейшем падение цены на нефть, если оно продолжится, по прогнозам экспертов, сделает потребителей более осторожными при вложении средств.
   «Я бы посоветовал автолюбителям сделать паузу в связи с кризисом на фондовом рынке и придержать деньги, поскольку покупку автомашины нельзя назвать прибыльным вложением. Это скорее пассив», – отметил Андрей Рожков. Но если бюджет потребителя имеет запас прочности, можно покупать сегодня, считает эксперт. Хотя на фоне снижения стоимости металлургической продукции могут подешеветь и автомобили.
   Другие эксперты уверены, что спрос в России сохранится, даже при второй волне кризиса. Иное дело – каким он будет. Если нынешняя финансовая паника перерастет в экономическую рецессию, авторынок, конечно, пострадает, хотя провальных сценариев 2009 года, когда падение было стремительным, большинство аналитиков не ожидают. По их мнению, западные потребители сегодня больше напуганы угрозой нового кризиса и уже готовы подтянуть пояса. Поэтому Россия становится еще более привлекательным рынком для европейских концернов. Япония, наращивая производство, тоже во многом рассчитывает на российский рынок. Сможем ли мы оправдать эти расчеты – вопрос пока без ответа.
   Пока же потребительский бум на авторынке подстегивают ставшие для покупателей более выходными кредитные условия. Банковские ставки на приобретение машины снизились на 2%. Доля кредитных покупок поднялась до 40–45% по сравнению с кризисным 2009 годом, когда они составляли не более 20%.
   Ну а если сбудутся самые печальные сценарии и вторая волна кризиса все же придет, потребитель сможет, как всегда, уйти в сегмент подержанных иномарок.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"