11.08.2011  Правительство рассмотрит основные направления долговой политики на 2012-2014 гг.

   На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 11 августа будет рассмотрен вопрос об основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы. Об этом сообщила пресс-служба правительства. В материалах, подготовленных к заседанию Минфином РФ, отмечается, что реализация долговой политики в 2012 - 2014 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями: - обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости; - поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»; - дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг; - обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.
   В период 2012-2014 гг. Минфин России планирует осуществить государственные внутренние заимствования, в основном путем выпуска государственных ценных бумаг на общую сумму 6 333,7 млрд рублей.
   По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн рублей, в том числе государственный внутренний долг - 3,6 трлн рублей, государственный внешний долг - 36,8 млрд долларов США (эквивалентно 1 трлн рублей).
   «Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон», - отмечается в материалах Минфина.
   По данным Минфина, рынок государственных ценных бумаг за последнее время продемонстрировал устойчивый рост, по объему обращающихся ценных бумаг на рынок Облигаций федерального займа (ОФЗ) сегодня приходится 37% всего долгового рынка России. При этом только за последние 2,5 года объем рынка ОФЗ увеличился с 1,1 до 2,5 трлн рублей, то есть более чем в 2 раза.
   С 1 января 2012 г. ОФЗ смогут обращаться как на ММВБ, так и на других фондовых биржах вместе с корпоративными ценными бумагами. Объединение торговли корпоративными и государственными облигациями на фондовой бирже, по мнению Минфина, будет способствовать росту торговой активности и расширению круга инвесторов. Сосредоточение торгов на одной площадке позволит более не разделять ликвидность, что упростит доступ инвесторов к активам без временных лагов и дополнительных издержек.
   В настоящее время более 40 организаций удостоверяют права собственности на ценные бумаги. В то же время для многих иностранных частных и государственных инвестиционных фондов, согласно требованиям регуляторов, отсутствует возможность инвестирования на рынках государств, где отсутствует институт централизованного учета прав на ценные бумаги. В связи с этим Минфин предлагает создать центральный депозитарий – организацию, наделенную эксклюзивным правом удостоверять права собственности на ценные бумаги в общенациональном масштабе.
   В целях сохранения присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в предстоящий период планируется осуществлять размещение еврооблигаций Российской Федерации в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса с целью формирования репрезентативной доходности заимствований в различных валютах, прежде всего в долларах США и евро.
   В федеральном бюджете на 2011 г. предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме 551,1 млрд рублей. Объем предоставления государственных гарантий в 2012 г. планируется в сумме 482,7 млрд руб., в 2013 г. - 490,8 млрд руб. и в 2014 г. - 299 млрд рублей. В 2009 г. на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации, в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы.
   В планируемом периоде сохраняются условия, стимулирующие использование российскими банками и предприятиями зарубежных долговых рынков в качестве источника фондирования своей деятельности. В этой связи Россия как суверенный заемщик заинтересована в том, чтобы создавать «целевые ориентиры» для формирования благоприятных условий заимствований национальных хозяйствующих субъектов. Минфин России считает, что необходимо поддерживать присутствие Российской Федерации в наиболее востребованных сегментах внешних долговых рынков. В то же время предстоит принять меры, направленные на дестимулирование притока в экономику страны «горячих денег» в форме краткосрочных займов и кредитов.
   Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет строиться, исходя из необходимости, с одной стороны, поддержания способности корпоративных российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках на максимально благоприятных условиях, а с другой - эффективного мониторинга долговой ситуации негосударственного сектора.
   Отдельной проблемой текущей долговой политики остается вопрос о компенсационных выплатах по дореформенным сбережениям граждан, обеспечение выполнения обязательств по которым осуществляется за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за счет государственных внутренних заимствований. За последнее десятилетие сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла с 12 млрд рублей в 2001 г. до 115 млрд рублей в 2010 г. В плановом периоде на компенсационные выплаты планируется направлять по 50 млрд рублей ежегодно.
   ИА "Альянс Медиа"