09.08.2011  Е.Гурвич: мировая экономика вновь вошла в "зону турбулентности"

   После уменьшения кредитного рейтинга США мировые рынки устремились вниз. Многие эксперты заговорили о возможном повторении кризиса 2008 года. Евро и доллар США начали терять доверие в качестве основных резервных валют, инвесторы ищут более стабильные активы – например, золото.
   Возможно ли повторение кризиса 2008 года? Возможно ли появление в мире новых резервных валют или возрождение "золотого стандарта"?
   Может ли в сложившихся условиях российский рубль претендовать на роль новой резервной валюты? На эти вопросы ответил соруководитель экспертной группы №2 "Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития российской экономики" по обновлению "Стратегии-2020", вице-президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Евсей Гурвич.
   "Вторая волна кризиса, возможность появления которой не раз обсуждалась, стала реальностью, - заявил он. - Мировая экономика вновь вошла в "зону турбулентности" и источником проблем вновь стали наиболее развитые страны. В 2008 году, несмотря на это, капиталы укрывались в США, но сейчас у них нет даже видимости "тихой гавани". На этот раз стало окончательно ясно, что глобальной экономике теперь придется жить, не имея надежной точки опоры. Ни одна из основных мировых валют, которые до недавнего времени казались незыблемыми, не внушает доверия. В Европе целый пояс стран на юге балансирует на грани дефолта, США не справляется с долговыми проблемами, в Японии государственный долг достиг рекордных 230% ВВП. Швейцарский франк выглядит лучше других, но очевидно, что в силу сравнительно небольших масштабов этой экономики ее валюта не может заменить доллар и евро в качестве резервной. Золото становится единственным надежным активом, но именно по этой причине здесь возможно надувание "пузыря".
   В начале кризиса много говорилось о необходимости увеличения количества резервных валют, но фактически сейчас мы видим их уменьшение. Россия и другие страны, накапливающие резервы, были бы рады диверсифицировать их состав, но не видны кандидаты на эту роль. Традиционные резервные валюты на глазах слабеют (в прямом и переносном смысле), а валюты новых лидеров (таких как Китай, Бразилия) пока не готовы выполнять эту роль. Они еще только строят рыночную инфраструктуру, их финансовые системы еще несопоставимы по мощи, скажем, с американской. Да и сами эти страны не спешат брать на себя роль поставщиков резервной валюты, проводя противоположную политику накопления иностранной валюты. Китай только начинает процесс поэтапного перехода к конвертируемости юаня.
   Российский рубль имеет очевидные слабости, связанные прежде всего со слишком сильной зависимостью от конъюнктуры нефтяного рынка. До тех пор пока рубль не перестанет быть "сырьевой валютой", бессмысленно обсуждать перспективы его сколько-нибудь широкого использования в качестве резервной валюты, считает эксперт. В лучшем случае рубль может занять нишу резервной валюты в рамках ЕврАзЭС, но если говорить не о политических, а об экономических дивидендах, это мало что нам дает. “Суммарный ВВП четырех остальных членов этой организации в 7 раз меньше ВВП России – комментарии излишни", - говорит Е.Гурвич.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"