09.08.2011 "Стратегия-2020" – не комплекс мер пожаротушения Первый проректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", соруководитель экспертной группы №11 "Здоровье и среда обитания человека" Л.И. Якобсон рассказал о замыслах "Стратегии-2020". В: В СМИ недавно была опубликована статья о промежуточной версии работы экспертных групп "Стратегии-2020". В частности, в ней говорится об угрозе нового кризиса и необходимости проведения непопулярных реформ. О: Особо непопулярных реформ мы не предлагаем. Другое дело в том, что и в проведении популярных реформ необходима разумная сдержанность. Смысл "Стратегии-2020" состоит в том, чтобы максимально использовать те возможности, которые в стране имеются. Пока они реализуются далеко не в полной мере, в том числе из-за привычки жить во многом за счет нефтяной ренты. В докризисный период можно было позволить себе некоторую расслабленность, снисходительно относиться к не самым рациональным экономическим решениям, увеличивать заработки быстрее, чем росла производительность труда. Теперь требуется большая тщательность в расходовании средств и выборе мер социально-экономической политики. В: Чем отличается предстоящее десятилетие от кризисного и предкризисного периодов? О: Несколько моментов, начну с негативных. Первый из них – это неизбежное замедление экономического роста по сравнению с предкризисным периодом. Это происходит в силу того, что в предыдущее десятилетие рост в немалой степени опирался не на усилия, предпринимаемые внутри страны, а на тот самый спрос, который предъявлялся за рубежом. В новом периоде такого в прежних масштабах не будет. Это первое негативное обстоятельство. Второе негативное обстоятельство – значительное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Но есть и позитивные факторы. Это прежде всего завершение формирования относительно стабильных и более или менее работоспособных рыночных институтов. Они все еще далеки от идеала, но сложились, работают, освоены субъектами рынка, и теперь нужно заниматься их совершенствованием. Речь идет не только об институтах рынка как таковых, но и об институтах рыночной экономики, допустим, в образовании, здравоохранении. Понятно, что "Стратегия" не есть комплекс мер пожаротушения, хотя некоторые СМИ именно так ее преподносят. Это стратегия развития. Вместе с тем, коль скоро мы говорим о периоде до 2020 года, никто не может гарантировать, что за это время не произойдет кризис. Более того, некий циклический кризис рано или поздно будет иметь место. Значит, в стратегии надо предусмотреть то, что экономисты называют контрциклической макроэкономической политикой. Это, разумеется, сделано. В целом проект "Стратегии-2020" – это не набор антикризисных мер. Предлагаются меры, которые позволили бы более рационально осваивать открывающиеся у нас возможности и, разумеется, предотвращать и смягчать кризисные явления. Сегодня мы живем, не особо рационально используя имеющиеся у нас ресурсы, возможности в самых разных областях, будь то банковское дело, здравоохранение или транспорт. Нужны меры, которые позволили бы все это делать лучше и до кризиса, и в кризис, и после кризиса. В: Говоря о реформах, есть ли непопулярные предложения? О: Мы к затягиванию поясов никого не призываем. Более того, мы говорим об увеличении расходов практически по всем направлениям социального развития. Другой вопрос, что мы тщательно просчитываем необходимые минимумы финансирования назревших мер. Если говорить о непопулярных реформах, стоит отметить, что группа, которая занимается пенсионным обеспечением, предлагает постепенно повышать пенсионный возраст. Но я хочу подчеркнуть, что речь не идет об отъеме прав у нынешних пенсионеров или тех, кому сейчас 50. Речь идет вот о чем. По мере того как увеличивается продолжительность жизни, может – и, по-видимому, должна – увеличиваться продолжительность трудовой жизни. Сегодня люди дольше учатся. Когда вводился пенсионный возраст 60 и 55, люди вступали в трудовую жизнь, как правило, после семилетки. Сегодня подавляющее большинство молодежи получает высшее образование и вступает в трудовые отношения лет на семь лет позже, то есть в 22 года. Продолжительность трудовой жизни уже за счет этого фактора сократилась на шесть-семь лет. Конечно, увеличение пенсионного возраста следует рассматривать в связке с тематикой здравоохранения. В этой связи мы говорим о постепенном увеличении пенсионного возраста в будущем. И касаться это будет не тех, кто приближается к пенсионному возрасту, а тех, кто относительно молод. В: Какие проблемы и пути их решения существуют в области здравоохранения? О: имеются три сценария. Первый из них – инерционный. Он предполагает сохранение приоритетов, которые обозначились на протяжении десятилетия. В этих приоритетах много разумного, но они недостаточно учитывают, пожалуй, наиболее острую проблему: исключительно высокую смертность наиболее активной части населения (я имею в виду людей в трудоспособном возрасте). Вероятность умереть в этом возрасте у граждан нашей страны в 3–4 раза выше, чем в Западной Европе, и в 2 раза выше, чем в Восточной Европе. Между тем вся система охраны здоровья фактически настроена не на его сохранение, а на лечение заболевших. Иными словами, – на то, что наиболее актуально для старых и малых, а не для активной части населения. Нашими уязвимыми местами являются: табакокурение, алкоголизм, нездоровое питание, нездоровые условия труда, экологические проблемы, непривычность занятий физкультурой. Необходимо реальное реструктурирование системы охраны здоровья. Вложения в здоровую среду и здоровый образ жизни подчас эффективнее, чем вложения в медицину как таковую. Это, разумеется, не означает, что медициной следует пренебрегать. В: Какие конкретные меры предполагаются? О: По сравнению с другими странами структура медицинской помощи в России выстроена нерационально. Давно сложился перекос в сторону стационарной помощи. Ее чрезмерная доля во многом объясняется тем, что заболеваемость выявляется на поздних стадиях. Еще один аспект – квалификация врачей. У нас немало замечательных врачей, но и не слишком квалифицированный, а подчас и недобросовестный человек, раз попав на врачебную должность, может "отбывать номер" до пенсии. Социальный статус врача крайне низок. В любой стране, где более или менее довольны медициной, врач принадлежит к верхушке среднего класса. В России ситуация иная: врач уступает в заработке рядовому банковскому служащему. К вопросу о контроле качества. Переход на обязательное медицинское страхование осуществлялся ради того, чтобы страховые компании представляли интересы пациентов, требовали высокое качество медицинской помощи. Сегодня главная цель ОМС не реализуется. В: Планируется ли использование инноваций в системе здравоохранения? О: Конечно. Разрыв в качестве здравоохранения между нашей страной и рядом других стран связан с медленным и неравномерным освоением новых медицинских технологий. Налицо несовершенство организационно-экономических механизмов освоения инноваций. Всем понятно, что в какой-нибудь деревне здравоохранение не такое, как у рядового московского жителя, а у рядового московского жителя не такое, как у нерядового. Всем понятно, что есть неравенство при формальном равенстве. Это касается и доступа к инновациям. Наша экспертная группа предлагает усилить гарантии качественной медицинской помощи и подключить систему контроля качества. В освоении инновации считаем целесообразным сочетание государственного и частного финансирования. В: Какие различия между существующими сценариями (в частности, в бюджетном обеспечении их реализации)? О: Существующие сценарии исходят из прогнозов макроэкономистов, которые указывают, что на большое увеличение бюджетных расходов рассчитывать не приходится. Мы разработали сценарий, который экспертная группа считает оптимальным. Он предполагает увеличение государственного финансирования здравоохранения на 3% ВВП к 2020 году. Однако в рамках базового макроэкономического сценария приходится укладываться в прирост в размере 1% ВВП. Естественно, сценарии различаются набором мероприятий. Да и сточки зрения зарплаты медиков они выглядят по-разному. В оптимальном сценарии зарплата врача должна стать почти вдвое выше средней по экономике. В базовом сценарии также планируется повышение социального статуса медиков, но существенно более скромное. В: Возникает вопрос о формировании культуры здорового образа жизни. Что предполагается в этой части? О: Возможна реализация разных мер, в том числе ограничительных: нами одобрены предложения и рекомендации "Деловой России" в отношении акцизов на алкоголь и табак. Необходимы жесткие меры в отношении рекламы такого рода изделий и даже нездоровой пищи. Огромные резервы укрепления здоровья содержатся в усилиях экологического характера, однако очень много здесь упущено. Сейчас примерно 60% населения страны живет в неудовлетворительных, с точки зрения экологии, условиях. Чтобы исправить ситуацию, нужно время и немалые средства. Их мы учитываем в основном в оптимальном сценарии. Для укрепления здоровья необходимо обратить внимание на популяризацию физкультуры и спорта. Необходимо субсидировать строительство спортивных сооружений. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |