08.08.2011 Почему россияне не хотят отдыхать в России По данным социологов, 39% наших граждан никогда не отдыхали на территории России дальше своего региона, еще 22% в последний раз ездили по стране более десяти лет назад. Последнее исследование фонда «Общественное мнение» показало: 16% россиян ездили отдыхать в другие регионы от года до трех лет назад, 9% – менее года и по 6% – от трех до пяти лет и от пяти до десяти лет назад. Четверть из тех, кто позволяет себе поездки по стране с различной периодичностью, выбирают в основном черноморское побережье – Геленджик, Сочи, Туапсе. 14% предпочитают пансионаты и санатории в своем или соседнем регионе, 11% ездили в Москву, 10% – в Санкт-Петербург, столько же – на лечебные курорты в Кисловодск, Кавказские Минводы и прочие. Гораздо меньшей популярностью пользуются Восточная Сибирь и Дальний Восток, а также столицы регионов РФ и города Золотого кольца – в них побывали по 5% опрошенных. Совсем невелика доля граждан, побывавших на горнолыжных курортах (4%) и на Севере России (2%). При этом чаще всего люди самостоятельно организуют свой отдых – таких 31%. И только 4% обращались в турагентства. Среди причин, заставляющих их проводить отпуск «невыездными» по своей стране, чаще всего опрошенные упоминают отсутствие денег и загруженный график работы. Небольшая группа граждан подметила, что зачастую за рубеж ездить дешевле и комфортней. «Причин, почему люди не путешествуют по стране, масса. Не знают, куда поехать, а то, о чем знают, слишком дорого, – рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. – Проблема в том, что у нас не привита культура отдыха. К примеру, в советское время люди обычно отдыхали по путевкам, а чтобы самим взять и потратить время на организацию своего отпуска, такой привычки нет. Большинство даже не имеет представления о том, что это возможно». По мнению эксперта, для решения этой проблемы необходим комплексный подход: и турфирмам, и местным администрациям необходимо прививать культуру отдыха. «Понимаете, проблема ведь еще и в том, что не только по стране люди не путешествуют, но и в столице многие никогда не были, – говорит Майя Ломидзе. – Необходима работа с населением, чтобы у людей возникло понимание, что отдыхать нужно, плюс информация о том, где это можно сделать и, наконец, некоторые усилия со стороны государства. Ведь цены – это действительно проблема: люди из отдаленных регионов даже при желании не могут поехать в ту же Москву или Санкт-Петербург из-за дороговизны билетов». Президент Профессиональной туристской лиги Андрей Игнатьев убежден, что все упирается в отсутствие информации, а не в стоимость. Есть масса недорогих направлений, но люди не знают о них и не имеют представления, как и где их искать. «Необходима система информационных туристских офисов, которая есть за границей, а также активная реклама, – сказал эксперт. – Этим должны озаботиться как региональные власти, так и сами турфирмы. Что касается последних, то 90% агентств предпочитают рекламировать зарубежные направления». Однако пока никакой рекламы нет, так что нет ничего удивительного в том, что 68% опрошенных ФОМ сказали, что в ближайший год не планируют отдыхать в России. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |