08.08.2011  Почему тайное в Интернете все чаще становится явным

   За быстрый доступ и обмен информацией приходится расплачиваться попаданием ее в чужие руки. В Интернет уже попали персональные данные более миллиарда человек, сообщили в компании Securit, специализирующейся на информационной безопасности. В большинстве случаев это фамилия, адрес электронной почты и мобильный телефон. При этом о подавляющем большинстве утечек широкая публика не знает: достоянием гласности становятся менее 10% случаев.
   Гендиректор Securit Алексей Раевский поясняет, что обычно персональные данные «утекают» из информационных баз органов государственной власти, медицинских и образовательных учреждений, а также интернет-магазинов и публичных веб-сервисов. Доля последних в общем объеме утечек растет.
   В России в прошлом году экспертами по интернет-безопасности зафиксировано 37 случаев массовых утечек персональных данных. Эксперты считают, что наиболее надежными являются банковские сайты, откуда информация практически не утекает, поскольку для платежных систем существует мировой стандарт защиты. Безопасность же остальных ресурсов сомнительна.
   Согласно федеральному закону персональными данными является «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». Иначе говоря, сведения, которые позволяют идентифицировать личность, уточняет президент компании «Интернет и право» Антон Серго: «Это не только фамилия-имя, его телефон, место жительства, но и IP-адрес». А вот электронная почта юридически к персональным данным не причислена, хотя адрес бывает достаточно личным, например, marinaivanova, замечает Юрий Синодов из Roem.ru.
   Учитывая, что на многих сайтах требуется регистрация через электронную почту, именно адреса «мыла» чаще всего «утекают». «Но доказать, что через определенный сайт была потеряна ваша почта, невозможно. Пока вы отправляете письмо, корреспонденция проходит через разные серверы. Таким образом, сохранность почты под большим вопросом», – заключает Юрий Синодов.
   Строительство сайта, где персональные данные пользователей были бы хорошо защищены, процесс трудоемкий и дорогостоящий. Цена системы защиты напрямую связана с «раскрученностью» сайта, рассказывает заместитель директора компании «Информационные технологии TopPlan» Василий Павлов: «Я уверен, что специальные средства защиты, если сайт стоит до одного миллиона рублей, не имеют смысла. А если на нем большое число посетителей (для узкоспециализированного ресурса хороший показатель – пять тысяч человек в день), то средства защиты будут стоить до 10% от самой стоимости сайта», – замечает эксперт.
   Крупные компании стараются содержать специальные отделы по информационной безопасности, которые и занимаются проверками систем. Большая часть компаний не может себе позволить штатных хакеров и нанимает аудиторов по безопасности.
   После июльских скандалов Роскомнадзор направил в органы прокуратуры Москвы, Московской, Самарской областей и Краснодарского края материалы на 11 владельцев интернет-магазинов, допустивших утечку персональных данных. Надзорная служба настаивает на возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах). Изначально претензии были к владельцам более 80 сайтов, но позже они сами решили проблему утечки информации. Терять клиентов они не хотят, а из-за скандалов все участники рынка стали нести убытки.
   Но бояться серьезных санкций, кроме потери клиентов, сайтам не приходится: самое большее, что им грозит, это штраф до 10 тыс. рублей. Поэтому компаниям зачастую выгоднее платить штрафы, чем тратиться на дорогостоящую систему защиты.
   Пострадавшим же от утечек их персональных данных получить компенсацию практически невозможно.
   В Ассоциации дистанционной торговли решили, что из-за жадности мелких игроков репутация всех участников рынка страдать не должна. Вместе с защитниками прав потребителей с осени представители ассоциации намерены провести добровольную сертификацию торговых предприятий в Сети. Интернет-магазинам, подтвердившим, что они могут защитить персональные данные своих клиентов, вручат знак качества, гарантирующий защиту личных данных пользователей. Санкций против нарушителей, по словам президента ассоциации Александра Иванова, не предусмотрено: «Максимум, что мы можем сделать, это рассказать в прессе о нарушении, чтобы потребитель был в курсе».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"