31.07.2011 Автомобилистов может накрыть еще одной волной дефицита топлива В стране растет нехватка автомобильного топлива, а цены на него будут стремительно увеличиваться. Об этом предупредили вчера журналистов президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша и директор по стратегическому развитию аналитического центра «Кортес» Павел Строков. Такую цену придется заплатить автомобилистам за многолетнее пренебрежение проблемами модернизации отрасли и отсутствие конкурентного рынка топлива, подменяемого администрированием и всевластием нефтяной олигополии. По словам Павла Строкова, дефицит бензина на внутреннем рынке составляет сейчас 6–8%. Рост розничных цен на высокооктановое топливо в этом году может превзойти уровень 2010 года, сообщил эксперт. Он исходит из того, что с начала года бензин «Премиум-95» уже подорожал на АЗС на 6,5%, тогда как за весь прошлый год рост составил порядка 8%. По его оценке, ситуацию может частично сгладить возврат в оборот бензина класса «Евро-2». Однако проблема носит системный характер, поскольку рыночное ценообразование, по мнению эксперта, в России отсутствует, а решения принимаются «в ручном режиме» и с участием нефтяных монополий. Требование правительства снижать цены на бензин, как отметил в свою очередь Евгений Аркуша, уже привело к тому, что идет широкомасштабное «разорение независимых АЗС и скупка их крупными компаниями». Едва ли стоит надеяться, что сужение рынка поможет урегулировать цены на бензин и предотвратить картельные сговоры. Напомним, что ранее правительство РФ планировало с 2012 года запретить производство бензинов стандарта ниже «Евро-3». Однако нефтяники заявили, что страна не готова начать избавляться от «Евро-2», на котором ездит большинство автомобилей в России. С другой стороны, обновление отрасли давно назрело, поскольку в стране стремительно растет число машин, работающих на высококачественном бензине. Как недавно признал Владимир Путин, «граждане тратят немалые деньги, чтобы купить новые автомобили, и они вправе требовать, чтобы им продавали качественный и безопасный бензин». Тем временем разрыв между техническими возможностями устаревших отечественных НПЗ и потребностями автомобилистов, как подчеркнул г-н Строков, продолжает увеличиваться. Налицо и конфликт между компаниями, проводящими обновление мощностей, и теми, кто предпочитает зарабатывать на поставках низкокачественного бензина. Как отметил Евгений Аркуша, «с точки зрения компаний, проводящих модернизацию НПЗ и уже вложивших огромные средства, продолжение выпуска «Евро-2» является несправедливым». Поэтому власти будут стремиться стимулировать их с помощью «гибкой акцизной политики». Иными словами, производить хороший бензин должно стать экономически выгодно: чем выше класс, тем ниже акциз. Это, полагает г-н Аркуша, будет стимулом к модернизации нефтеперерабатывающей промышленности. Однако проблема заключается в том, что сам по себе рост акцизов никто отменять, судя по всему, не собирается, а он как раз и является одной из главных причин удорожания топлива. По оценке Павла Строкова, до 7% роста стоимости бензина приходится на ежегодно повышаемые акцизы. Эксперт напомнил, что в прошлом году акцизы составляли 3900 руб., в этом – 5995, в следующем они поднимутся уже до 7725 руб. за тонну. «Не приходится надеяться, что при таком стремительном росте акцизов цены на бензин будут оставаться на прежнем уровне. Все это, в конечном счете, перекладывается на потребителей», – сообщил эксперт. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |