03.04.2007  В.Яковлев: в налоговой сфере - наиболее напряженный конфликт

   На открывшемся 3 апреля в здании Торгово-промышленной палаты РФ III Всероссийском налоговом форуме «Налоговая система России и развитие предпринимательства. Взгляд бизнеса» выступил Cоветник Президента РФ Вениамин Яковлев.
   Он отметил, что «нет ни одной сферы, где конфликт был бы столь напряженным, как в налоговой сфере, и если государство не учитывает мнения предпринимателей, граждан, и живет в согласии лишь со своими интересами, это плохое государство». В вопросах налогового регулирования, подчеркнул В.Яковлев, важен прежде всего «баланс интересов», разрушение которого влечет негативные последствия для всей страны, нарастание ощущения несправедливости в обществе. Налоговая политика, по мнению В.Яковлева, способна разрешить множество социальных проблем, в частности, имущественного расслоения, и нуждается в оптимизации в целях развития реальной экономики, увеличения числа рабочих мест, внедрения новейших технологий.
   Система разрешения налоговых споров, по мнению В.Яковлева, на сегодня является «несовершенной и архаичной». Он привел пример Германии, где сервисные бюро налоговой службы выполняют не фискальные, но консультативные функции, помогая предпринимателю не нарушить закон, правильно выплатить налоги.
   Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул, что РСПП высоко оценивает инициативу ТПП РФ по организации представительного налогового форума, и заявил, что «говорить о завершении налоговой реформы в России не приходится», потому что она еще не стала инструментом повышения деловой активности и неконкурентоспособна по отношению к аналогичным системам других стран.
   Основные направления налоговой политики Минфина на среднесрочную перспективу не вполне соответствуют представлениям РСПП, отметил А.Шохин.
   На повестке дня стоит диверсификация российской экономики в связи со снижением в ВВП доли нефтегазового сектора и понижением доходов от него. Налоговые органы, следовательно, не должны представлять собой «милиционера, ловящего за руку нарушителя закона», а преобразовываться в консультантов, помогающих предпринимателям правильно уплатить налоги, расширяя доступ представителей малого бизнеса к упрощенным системам налогообложения.
   Позиции бизнес-сообщества, отметил А.Шохин, в последнее время существенно сблизились: налоговое давление на экономику признается избыточно высоким, в реформе нуждается ЕСН, в стимулировании – развитие холдингов, в мае планируется широкое обсуждение унификации налоговых ставок, в частности, снижения ставки НДС и замены его налогом с продаж.
   Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева выразила озабоченность судьбой пакета из 14 законов по стимулированию инвестиционного спроса в России.
   По ее словам, пакет, который мог бы обеспечить приток инвестиций в размере 30 млрд рублей (что составляет 50-ую часть требуемого ежегодного спроса на российские инновации), был внесен в правительство 15 июля 2006 года, заключения по нему пришлось ждать 9 месяцев. Заключение было несколько неожиданным: 5 из 14 законов правительство переписало с точностью до абзаца и внесло уже «от себя», однако, замечает О.Дмитриева, «избранные кусочки законов ожидаемого эффекта не дадут». Пакет представляет собой сбалансированный комплекс мер, и исключение из него составных элементов является «профанацией» деятельности по данному вопросу, считает она.
   В частности, в статьях о безвозмездной помощи, получаемой учреждениями науки и образования, произведены изменения, согласно которым от налога освобождаются средства, получаемые из фондов, а ускорение амортизации для инновационных предприятий сведено к ускорению амортизации для оборудования, используемого для инновационной деятельности. Такая формулировка означает, считает О.Дмитриева, что в очереди доказывающих инновационное применение оборудования последними окажутся именно инновационные предприятия.
   Отрицательное заключение правительства дано по снижению ставки ЕСН до 15%, налоговым льготам для доноров, осуществляющих безвозмездные вложения для учреждений науки и образования, восстановлению «инвестиционной льготы», полностью отклонены законы, стимулирующие малый инновационный бизнес, увеличивающие барьер для перехода на УСН до 70 млн рублей годового оборота, а также 2 закона о внесении изменений в налог на имущество и земельный налог, выплаты по которым сегодня образуют «кругооборот денег» с запаздывающими компенсациями затрат бюджетным учреждениям. Забаллотированы и законы, оговаривающие возможность налоговых каникул в течение первых двух лет хозяйственной деятельности.
   О.Дмитриева заявила, что пакет был сбалансирован, и попытка «поставить галочку» напротив исполнения поручения президента эффекта не даст.
   ИА "Альянс Медиа"