25.07.2011 Власти санкционировали выпуск неэкологичного бензина в обмен на модернизацию НПЗ Власти продляют разрешение на выпуск топлива стандарта «Евро-2» как минимум до середины 2012 года, заявил в конце прошлой недели замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Павел Субботин. Эта мера коснется компаний, подписавших с государством соглашения об условии модернизации НПЗ. Однако эксперты опасаются, что для некоторых производителей достигнутый компромисс может обернуться штурмовщиной, которая ввергнет отрасль в коллапс. Продление сроков касается 12 компаний, подписавших накануне соглашение с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом об условиях модернизации НПЗ. Это «ЛУКойл», «Газпромнефть», ТНК-BP, «Роснефть», «Башнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Альянс», «Славнефть», «Газпром» и НЗНП. Документ предусматривает, что нефтяники до 2015 года модернизируют свои НПЗ для производства более качественного бензина и других видов топлива. Для каждой из компаний установлены разные сроки запрета на выпуск топлива «Евро-2», подчеркнул г-н Субботин, добавив, что ведомства планируют «жестко контролировать» поведение компаний в деле обновления. Как ожидается, решение о продлении выпуска топлива стандарта «Евро-2» позволит стабилизировать ситуацию с дефицитом бензина в ряде регионов, возникшую во многом вследствие форсирования властями темпов перехода на более качественный бензин. С другой стороны, власти подгоняет не только проблема модернизации отрасли и необходимость насытить рынок топливом, но и стремительное обновление автопарка страны. Так, с 1 января будущего года российские заводы не смогут выпускать автомобили класса ниже «Евро-4». Доступ извне машин, использующих бензин более низкого качества, прекращен еще год назад. Как рассказал аналитик топливного рынка Григорий Бирг, «власти сами загнали себя в ловушку: использовать низкокачественный бензин становится все труднее, но в стране пока нет мощностей, позволяющих восполнить нарастающий дефицит высокооктанового бензина». В начале июля на совещании у премьер-министра Владимира Путина по проблемам нефтяной отрасли Ростехнадзор назвал проводимую нефтяниками модернизацию «поверхностной»: фактически некоторые компании меняют лишь отдельные узлы и детали. Однако принятое решение ряд экспертов считают во многом политически мотивированным, работающим не столько на реальное обновление устаревшей отрасли, сколько на предстоящие выборы. Как сказал эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, «заявленные жесткие сроки проведения модернизации могут привести к тому, что наступит полный бензиновый коллапс, если предприятия заставят проходить техническое переоснащение одновременно и в ускоренном темпе». По мнению г-на Бирга, власти пытаются решить «нерешаемую проблему», одновременно повышая экспортные пошлины на нефтепродукты, чтобы насытить внутренний рынок бензином и сдержать внутренние цены на него. Между тем на днях президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов направил в ФАС письмо, в котором говорится, что если компания начнет снижать розничные цены на бензин, то его тут же скупят независимые АЗС для перепродажи по завышенным ценам. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |