21.07.2011  Народный фронт - предпринимателям

   Цель взаимодействия Торгово-промышленной палаты России с Общероссийским народным фронтом (ОНФ) - улучшение предпринимательского климата в нашей стране. На эту тему обозреватель ИА "Альянс Медиа" (АМ) взял интервью у вице-президента ТПП РФ Александра Рыбакова.
   АМ: Торгово-промышленная палата активно поддержала создание новой общественно-политической силы – Общероссийского народного фронта. Какими мотивами руководствовалась при этом Палата?
   А.Рыбаков: Создание Общероссийского народного фронта мы рассматриваем, прежде всего, как продиктованный самой жизнью этап формирования широкой общественной коалиции сил, которые по-настоящему осознают свою ответственность за судьбу России и способны найти ответы на животрепещущие проблемы нашего бытия, не уповая на привычные, исхоженные, но малоэффективные пути и средства, а предлагая новую модель развития страны, соответствующую современным реалиям.
   Ключевую роль в такой модели может и должен сыграть бизнес – цивилизованный, социально ответственный, инновационно насыщенный, ставящий во главу угла национальные интересы. Именно за такой бизнес, вне зависимости от размера и специализации предприятий, всегда ратовала Торгово-промышленная палата России.
   Именно на содействие становлению такого бизнеса направлена сложившаяся практика взаимодействия ТПП с Государственной Думой, Советом Федерации, министерствами и ведомствами. Скажу откровенно: далеко не всё в нашем сотрудничестве с властными инстанциями устраивает Палату, не все наши инициативы встречали понимание и поддержку у законодателей. Поэтому, принимая решение о вхождении в ОНФ, мы не без оснований полагаем, что благодаря новой политической конструкции Палата сумеет добиться заметного улучшения предпринимательского климата в стране посредством усовершенствования антимонопольной, финансово-бюджетной, таможенно-тарифной, кредитной политики государства. А, стало быть, будут лучше защищены интересы бизнеса. Ведь, если брать в расчет общее число российских предпринимателей, совершеннолетних членов их семей и сотрудников частных предприятий, то получим почти третью часть всего электората нашей страны.
   АМ: Крупнейшие общефедеральные предпринимательские объединения, делегировавшие, как и Торгово-промышленная палата РФ, своих представителей в Координационный совет ОНФ, известны тем, что давно и тесно связаны с единороссами. Так, президент РСПП Александр Шохин является членом Высшего совета и президиума Генсовета «Единой России», а в ноябре 2008 года РСПП и партия договорились о сотрудничестве и взаимодействии. Годом ранее – в ноябре 2007 года - с этой партией подписала соглашение о сотрудничестве в течение электорального цикла 2007-2011 гг. «ОПОРА РОССИИ». Несколько лет назад организация «Деловая Россия» и партия «Единая Россия» создали объединенный совет «Взаимодействие бизнеса и власти». ТПП РФ вплоть до последнего времени позиционировала себя как абсолютно неполитическая организация. А сегодня Вы представляете ТПП России в ОНФ. Вот такая «смена вех». В чем причина?
   А.Рыбаков: Палата, действительно, неоднократно заявляла, что она не отдает предпочтения тем или иным предпринимателям, ориентируясь на их принадлежность к определенной политической партии. В самом деле, абсурдно учитывать политические пристрастия, когда речь заходит, к примеру, о приеме в члены Палаты или выдаче сертификата на экспорт продукции. В то же время мы сотрудничаем с различными партиями и, конечно же, будем делать это и в дальнейшем, когда вопрос касается того или иного аспекта содействия предпринимательству. Так, Палата плотно взаимодействует на федеральном уровне с партией «Справедливая Россия» по проблемам противодействия коррупции и решению конкретных вопросов социальной жизни общества. С КПРФ у Палаты установились плодотворные контакты при проработке актуальных проблем в сфере образования, поддержки аграриев, реального сектора национальной экономики в целом. Не могу не отметить, что Кузбасская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Санкт-Петербургская, Ставропольская, Саратовская, Южно-Уральская и многие другие территориальные палаты реализуют совместные проекты с региональными отделениями «Единой России».
   Конечно, мы прекрасно понимаем, что российское политическое пространство – это не какой-то механизм, функционирующий в единожды и навсегда заведенном режиме, а динамичное поле, где происходит непрерывный процесс социальных взаимодействий, затрагивающий интересы широкой общественности. Может ли Палата не принимать во внимание этот фактор в своей работе? Ответ, думаю, очевиден – нет, не может.
   Кроме того, необходимо иметь в виду, что система торгово-промышленных палат России изначально была выстроена отнюдь не по принципам жесткой управленческой вертикали и каждая из существующих в настоящее время 170 территориальных палат передает на федеральный уровень, в ТПП РФ лишь некоторую часть своих полномочий, а во всем остальном действует самостоятельно. Тем не менее, в абсолютном своем большинстве территориальные палаты высказались за вхождение в ОНФ, а их представители вошли в состав региональных координационных советов фронта. Естественно, что свобода выбора распространяется и на все членские организации Палаты России.
   Важно подчеркнуть, что в работе с членскими организациями мы ориентируем территориальные палаты на необходимость концентрации внимания на информационно-разъяснительной деятельности в трудовых коллективах. Ведь не секрет, что социологические службы вплоть до последнего времени фиксируют явно недостаточный уровень осведомленности наших граждан об истинных целях и задачах фронта: количество тех, кто определенно знает, что такое фронт, не превышает 10 процентов опрошенных респондентов в различных регионах. Стоит ли удивляться, что в образовавшийся информационный вакуум хлынула масса комментариев, а то и просто кривотолков и спекуляций, приправленных очень популярным в нынешнем медиапространстве сюжетом из приснопамятного заседания Союза писателей СССР в 1950-е годы, на котором один из выступавших заявил: «Я Пастернака не читал, но я против него».
   АМ: Некоторые политологи и социологи утверждают, что в зарубежных странах под лозунгом создания Народного фронта, как правило, происходит объединение сил, оппозиционных действующей власти. Приходится даже слышать, что инициируя создание ОНФ, лидер единороссов и глава Правительства Российской Федерации В.Путин решил уйти в оппозицию самому себе. Что Вы думаете по этому поводу?
   А.Рыбаков: Я твердо убежден, что проводить любые аналогии между ОНФ и фронтами, в свое время создававшимися в ряде стран мира, включая и доживший до наших дней «Патриотический единый фронт китайского народа», не имеет смысла. Оставим историю историкам. Но когда кое-кто с патетическим лукавством воспрошает, «где же тот мощный и опасный враг, наличие которого всегда было обязательным условием для создания таких фронтов», напрашивается прямой ответ. Сегодня мы обязаны сплачиваться не ради противостояния мифическим внешним недругам России, а для того, чтобы сокрушить нашего внутреннего противника в лице коррупционера, бюрократа, надменного чинуши. И хотя о носителях этих негативных явлений, откровенно и недвусмысленно препятствующих осуществлению долговременного политического курса страны, уже сказано и написано немало, позволю себе привести только один факт: по официальной статистике Федеральной антимонопольной службы, около 60 процентов всех дел о защите конкуренции заводится в отношении властных структур различных уровней – от муниципального до федерального. Нужны ли здесь еще какие-либо комментарии?
   В этой связи Торгово-промышленная палата расценивает создание ОНФ прежде всего как инструментарий, способный мобилизовать гражданское общество страны, а отнюдь не как хитроумную комбинацию по обеспечению подпорок «Единой России». Именно в таком ключе следует трактовать установку В.Путина, что в Народном фронте «не может быть старших и младших». Действительно, полноценное гражданское общество возникает там и тогда, где и когда исчезает искушение помериться «политической мускулатурой».
   АМ: Как известно, подготовкой социально-политической платформы коалиции общественных сил, складывающейся рамках ОНФ, занимается недавно созданный Институт социально-экономических и политических исследований. Что собирается предложить Палата в разрабатываемые институтом программные документы фронта?
   А.Рыбаков: Наше взаимодействие с Институтом социально-экономических и политических исследований развернулось буквально с первых дней его образования. И нам, действительно, есть что предложить в концепцию обустройства России, которую фронту предстоит реализовывать и в ближайшее время, и в более отдаленной перспективе. Во-первых, мы используем наработки, появившиеся у экспертов Палаты вследствие их участия в корректировке правительственной стратегии-2020. Во-вторых, мы рекомендовали обратить внимание на приоритетные направления работы системы ТПП РФ на 2011-2015 годы, утвержденные VI Съездом Палаты России. В-третьих, свои предложения предоставили многие территориальные палаты. В-четвертых, и это хочу подчеркнуть особо, мы попросили сформулировать свое видение злободневных российских проблем зарубежных партнеров ТПП РФ, в том числе и наших соотечественников, ведущих бизнес за границей. Многие из них, к слову говоря, являются членами относительно новой формы международной координации сотрудничества бизнеса – деловых советов, и таких организаций, учрежденных по инициативе ТПП РФ, сейчас насчитывается более 60. Самое существенное, на мой взгляд, состоит в том, что результатом интеллектуальных усилий фронта должно стать появление адекватной требованиям времени Концепции социально-политического развития России. Нельзя и дальше жить и работать в обстановке, когда, по данным авторитетных социологов, около 86 процентов опрошенных в конце 2009 года россиян прямо ответили, что они не имеют никакого представления, куда движется современная Россия.
   АМ: Помимо привлечения «фронтовиков» к разработке концептуальных планов преобразования России, заметным событием общественно-политической жизни страны стало анонсирование программы «Народный бюджет». Новшество состоит в том, что в преддверии парламентских выборов традиционное «нулевое чтение» главного финансового документа страны начинается не с совета с думским большинством, а с общественными организациями, входящими в Общероссийский народный фронт. Ваш комментарий?
   А.Рыбаков: Это совершенно правильное решение в условиях, когда Минфин обещает нам бездефицитный бюджет лишь в случае цены барреля нефти на мировых рынках не менее 109 долларов, тогда как 10 лет назад нам удавалось балансировать доходы и расходы государственной казны при цене нефти 30 долларов за баррель.
   Палата намерена принимать самое деятельное участие в серии запланированных встреч с руководством финансово-экономического блока правительства. При этом первостепенное значение мы придаем вопросам наращивания поступлений в региональные и местные бюджеты. Мы внимательно проанализировали, почему при формально равных условиях налогообложения многие предпринимательские структуры предпочитают регистрироваться вовсе не там, где расположены их основные производственные активы. Как и следовало ожидать, наши бизнесмены - весьма прагматичные люди, берущие в расчет целый ряд факторов: наличие и квалификацию кадров, стоимость энергоснабжения, состояние транспортной инфраструктуры, уровень административных барьеров. Вкупе с усиливающимся фискальным давлением все это не позволяет большинству предприятий несырьевого сектора выйти на приемлемые параметры рентабельности и провести технологическую модернизацию. Вот тому подтверждение: согласно данным Росстата, по итогам первого квартала 2011 года сальдированная прибыль крупных и средних компаний до налогообложения увеличилась (в основном за счет роста цен) по сравнению с аналогичным периодом 2010 года более чем на треть, тогда как количество убыточных предприятий уменьшилось всего на 0,2 процента. Разумеется, это влияет и на устойчивость всей финансовой системы, затрудняет поиск банками новых источников дохода. Неудивительно поэтому, что по итогам первого квартала текущего года 11 из 30 крупнейших банков страны показали отрицательные темпы прироста активов.
   Мы считаем, что сегодня в отличие от кризисного периода именно регулирующая, а не фискальная функция налогов должна быть наиболее востребованной для социальной консолидации российского общества и повышения предпринимательской активности.
   АМ: Пожалуй, одна из самых привлекательных идей, взятых на вооружение Народным фронтом, - это идея отладки «социальных лифтов». Не секрет, что сегодня они в России находятся, мягко говоря, в разобранном состоянии, и, как следствие, социальная мобильность людей зачастую приобретает сугубо бюрократические формы, распространяющиеся и на научно-образовательную сферу, и на чиновничий аппарат, и на управление государственных корпораций. Самое печальное состоит в том, что «на выходе» мы нередко видим выдвижение «наверх», в том числе и в депутатский корпус, людей, не обладающих должными интеллектуальными, организационно-управленческими и морально-волевыми качествами, зато умеющими громко и вовремя выкрикнуть знакомое еще с советских времен «Одобряем-с!». Возможно ли одолеть этот недуг?
   А.Рыбаков: Безусловно, деловая общественность весьма позитивно откликнулась на стремление народного фронта привести в рабочее состояние застопорившиеся социально-политические лифты, и тем самым зажечь «зеленый свет» для продвижения по карьерной лестнице одаренных, творчески мыслящих и действующих профессионалов. Сегодня закупорка каналов вертикальной социальной мобильности провоцирует на отъезд наиболее умных и энергичных граждан за пределы России.
   Опросы в вузах показывают, что возможность покинуть страну не исключают до 45 процентов выпускников, а твердо намерены добиваться отъезда от 18 до 24 процентов специалистов. По данным Левада-Центра, для 79 процентов потенциальных эмигрантов главным мотивом является желание жить в условиях верховенства закона, прав и свобод, а для 69 процентов – возможность избежать произвола властей.
   Очень важным шагом в этом плане стало предложение В.Путина к организациям - членам фронта - делегировать своих кандидатов в партийный список единороссов на ближайших думских выборах. Причем беспартийные «выдвиженцы» должны быть не просто достойными людьми, а носителями новых, нетривиальных идей и взглядов. Именно таких неудобных, неравнодушных, несговорчивых людей бюрократы чаще всего изображают в качестве неудачников, лузеров, маргиналов.
   К сожалению, с этой порочной практикой приходится сталкиваться и по сей день. Так, из ряда предпринимательских союзов и ассоциаций регионального уровня, являющихся членами ТПП РФ и вошедшими в народный фронт, поступают нарекания на местные отделения «Единой России», которые продолжают «разводить бюрократию» в преддверии предстоящих вскоре «праймериз» по определению кандидатов в партийные списки на думских выборах. Поэтому мы на заседаниях Координационного совета ОНФ постоянно обращаем внимание на необходимость строго следовать заявленной установке проведения «праймериз» на основе равных возможностей партийных и беспартийных претендентов и целесообразность задействования при этом федеральных и региональных структур Общественной палаты.
   АМ: Эксперты предсказывают, что включение «социальных лифтов» наверняка усилит недовольство внутри самой партии власти: ведь отданные беспартийным «фронтовикам» места в думском списке придется отнимать у заслуженных партийцев.
   А.Рыбаков: Безусловно, это ускорит ротацию депутатского корпуса. Причем, речь идет о народных избранниках применительно ко всем уровням органов представительной демократии. Нельзя не видеть, что избиратели дальше не желают слушать объяснения тех, кто привык без конца сетовать: «Дескать, что я могу сделать? У нас ведь теперь рынок, а заграница нас учит, что в его работу не стоит вмешиваться». Но до каких пор неолиберальная риторика будет оставаться своеобразной спасательной индульгенцией для тех деятелей, кто не желает нести на себе тяжкое бремя социальной ответственности перед обществом и вместо принятия конкретных мер и решений ожидает чудес от использования зарубежных рецептов. Невольно вспоминается прозорливое высказывание замечательного русского историка В.О.Ключевского: «Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум»… Выступая в мае перед участниками Съезда машиностроителей России и Всероссийского педагогического общества, В.Путин сообщил хороший сигнал и партии «Единая Россия», и нам - беспартийным участникам Народного фронта: ставка должна быть сделана не на «говорунов» и мастеров самопиара, а истинных профессионалов. Что касается Торгово-промышленной палаты РФ, то мы будем всячески поддерживать приход в депутатскую среду реальных инноваторов, предпринимателей, «сделавших самих себя» в малом и среднем бизнесе. А по поводу возможных внутрипартийных трений выскажу свою точку зрения, основанную на личном опыте участия в Координационном совете ОНФ: у меня нет сомнения в том, что ветераны, основатели «Единой России», сделают все возможное, чтобы вхождение будущих беспартийных парламентариев в «большую политику» прошло, выражаясь дипломатическим языком, «в режиме наибольшего благоприятствования».
   АМ: В какой степени и каким образом повлияло вступление Торгово-промышленной палаты РФ в ОНФ на процесс диверсификации форм и методов ее уставной деятельности: ведь о необходимости такой диверсификации немало говорилось и в канун, и во время VI Съезда ТПП РФ?
   А.Рыбаков: Вы правы, четыре месяца назад – в момент проведения очередного съезда Палаты - дебаты на эту тему носили достаточно острый характер. Сегодня, влившись в ряды Народного фронта, мы еще более отчетливо понимаем: нельзя добиться успеха, не принимая в расчет те колоссальные сдвиги, происходящие буквально на наших глазах в самой культуре бизнеса и организации предпринимательского труда. При этом наша Палата ставит перед собой конкретную задачу – усилить свое влияние в молодежной среде, среди молодых избирателей.
   Чего греха таить, последние избирательные компании фиксировали, мягко говоря, невысокую электоральную активность молодежи. Но при этом анализ свидетельствует, что желание молодых людей стать успешными предпринимателями, занять хорошие менеджерские позиции в устоявшихся бизнес-структурах занимает в их жизненных предпочтениях приоритетное место.
   Прямой долг и важнейшая миссия Палаты состоит в предоставлении всем желающим искомого спектра услуг, дающего возможность новым поколениям отечественного предпринимательства быстро и беспроблемно стать эффективными членами бизнес-сообщества страны. Ради решения этой непростой, но крайне востребованной задачи мы начали работу по модернизации информационных ресурсов ТПП РФ. Ее первоначальным итогом должно стать превращение сайта Палаты в функциональный сервис, содержащий действительно нужную, актуальную и полезную информацию, которой может пользоваться самая широкая аудитория пользователей в удаленном режиме. С учетом значения, которое в стране и в мире занимает информационно-коммуникационный сектор, модернизированный сайт ТПП РФ, мы надеемся, обеспечит резкое усиление притока новых организаций в ряды Палаты России, увеличит ее авторитет и влияние среди государственных структур и институтов гражданского общества.
   АМ: На состоявшейся недавно Вашей (ТПП РФ - АМ) встрече с Председателем Правительства РФ В.Путиным затрагивались вопросы передачи Торгово-промышленной палате, как старейшему и наиболее крупному объединению предпринимателей, ряда государственных функций. Вы, вероятно, рассчитываете, что участие Палаты в Общероссийском народном фронте подтолкнет этот процесс?
   А.Рыбаков: Несомненно. И здесь меня настраивает на оптимистическую волну заметное оживление дискуссии о продолжении административной реформы, энергично начинавшейся в первой половине 2000-х годов, но затем постепенно сведшейся к косметическим мерам. По большому счету, масштабной передачи избыточных государственных полномочий общественным и саморегулируемым организациям так и не состоялось. Но сегодня идея придания административной реформе «второго дыхания», что называется, «витает в воздухе». Подтверждением этому служит хотя бы получившее широкий резонанс предложение одного из руководителей Центробанка о передаче права на разработку ресурсоемких законопроектов от Минфина независимым юридическим фирмам, как, собственно говоря, это принято в развитых странах.
   Скажу без лишней скромности: экспертный потенциал Торгово-промышленной палаты РФ позволяет нам претендовать на роль разработчиков проектов нормативных актов по целому ряду законотворческих направлений. Мы готовы взять на себя и часть функций, находящихся сегодня в ведении федеральных и региональных структур исполнительной власти, и тем самым способствовать дебюрократизации государственного аппарата.
   Но и здесь нужно начинать с усовершенствования действующего законодательства, в частности, Бюджетного кодекса РФ и закона «О саморегулируемых организациях». Вообще, я полагаю, саморегулирование в России должно развиваться не путем насаждения массы новообразованных структур, формально подпадающих под статус саморегулируемых организаций, а путем постепенной передачи полномочий от государства достаточно устойчивым и авторитетным предпринимательским и профессиональным союзам и ассоциациям. К числу таких организаций, бесспорно, принадлежит и Торгово-промышленная палата. Конечно, для этого нужно обновить также и закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». Надеюсь, что в рамках ОНФ мы сможем ускорить решение этой задачи.
   ИА "Альянс Медиа"