20.07.2011  Рост соцрасходов становится опасным для экономики страны

   Доля социальных расходов в общем объеме трат Российского государства за годы кризиса выросла более чем в 1,5 раза, подсчитали аналитики ФБК. Предвыборный бюджетный популизм властей может дорого обойтись экономике РФ.
   В России в предкризисном 2007 году социальные расходы составляли 25,1% консолидированного бюджета, в 2009-м – уже 29,4%, а в 2011-м должны дойти до 39,7%. По 27 странам ЕС накануне кризиса этот показатель был на уровне 38,9%, в 2009 году – 39,5%, примерно столько же ожидается и в нынешнем году. «Чемпионы» Европы – Германия (45,6%), Дания (43,5%), Люксембург (42,6%), Финляндия (42,5%). А вот государства примерно одного с РФ уровня экономического развития тратят на социалку гораздо меньше: Словакия – 29,5%, Чехия – 30,5%, Эстония – 34,7%.
   Казалось бы, что плохого в том, что растет благосостояние наших граждан. Однако, подчеркивает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, высокоразвитые страны могут себе позволить более высокую долю соцрасходов, а такие как Россия из-за меньшей эффективности их экономик в таких тратах ограничены. Проще говоря, мы тратим деньги, которых у нас нет.
   Эксперт убежден: беспрецедентный рост государственных социальных обязательств – это большой риск для устойчивого экономического развития. Резервный фонд РФ с марта 2009 года по июль 2011-го уже уменьшился в 6,5 раза. А поскольку есть значительная вероятность снижения мировых цен на нефть, наполнять его будет нечем. В то же время социальные обязательства невозможно просто так отменить.
   По словам И.Николаева, издержки такой политики уже в полной мере проявились в вынужденном повышении суммарной ставки страховых взносов во внебюджетные социальные фонды с 26 до 34%, что негативно повлияло на темпы экономического роста. В результате ставки придется снижать.
   «Мы неоднократно говорили о том, что такое увеличение соцпособий приведет к дестабилизации бюджетной политики в будущем, а также неизбежно повлечет увеличение налогового бремени, – рассказал руководитель группы прогнозирования Центра развития Максим Петроневич. – Международные исследования убеждают: повышение соцрасходов в период кризиса неэффективно. Ведь это те обязательства, которые потом очень сложно с себя снять. Любые попытки их уменьшить выливаются в социальный протест».
   По его мнению, для России подобная политика чревата тем, что через 5–9 лет мы будем вынуждены поменять систему налогообложения: из пропорциональной шкалы перейти на прогрессивную с возможным существенным повышением средней ставки.
   Аналитик убежден, что расходы бюджета сейчас непропорциональны. «У нас существенно выросли расходы на социальную политику и на 30% увеличилась доля расходов на силовой блок, – пояснил он. – Зато расходы, направленные на поддержку развития экономики регионов и развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), снижаются. В 2011 году их общая доля составляет около 35% бюджета, а к 2014-му она сократится до 22,5%. Можно предположить, какие «успехи» нас ждут в сфере региональной медицины, строительства инфраструктуры и прочего. Резкий крен бюджета в сторону соцподдержки пенсионеров и в сторону оборонно-промышленного комплекса в ущерб развитию – это очень серьезная ошибка».
   Проблема еще и в том, что сами пенсионеры лучше не живут: их доходы съедает инфляция. Так, если в минувшем году в ЕС она составила в среднем 2,6%, то у нас – 8,8%. Получается, что пенсии у нас обесцениваются в разы быстрее, чем в той же Германии.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"