18.07.2011 Мнение эксперта: бензин дешевле доллара за литр стоить не будет Нефть не закончится, но дешевой больше никогда не будет, утверждает научный руководитель Российского энергетического агентства и председатель правления Всемирного фонда дикой природы Леонид Григорьев. Подорожание нефти, по его словам, отсрочило экологическую катастрофу, но рост числа автомобилей может привести к учащению ураганов и наводнений. В: Нынешнее благополучие России держится на нефти. Насколько нам хватит ее запасов? О: Интенсивному использованию нефти всего сто лет. Ее производство за эти годы выросло немыслимо, а она все кончается и никак не кончится. Но характер ее потребления уже изменился. Максимальная доля нефти в мировом энергопотреблении была полвека назад – 45%. Сейчас доля нефти – примерно треть. В основном ее используют для производства транспортного топлива: самолеты, корабли, автомобили. Хотя современные автомобили в среднем потребляют вдвое меньше бензина, чем в 70-е годы. Нефтеемкость мирового ВВП за 30 лет также упала вдвое. Дешевой нефти, которая буквально под ногами, действительно становится мало. Хотя себестоимость добычи арабской нефти остается низкой – два доллара за баррель. Но для них главные издержки не технические, а государственные. Других источников дохода в отличие от России у них нет, и 80 долларов за баррель – минимальная цена, которая устроит эти страны. Главное, что в мире нет новых месторождений, на которых себестоимость добычи была бы ниже 70 долларов. Когда нефть стоит 100 или 200 долларов, туда инвестировать будут, когда 40 – нет. К 20 долларам, как было в конце 90-х, нефть не вернется. Но безумно дорогой также не будет. 40 лет назад нефть стоила четыре доллара. Эмбарго 1973 года (когда арабские страны отказались продавать нефть Западу в знак протеста против поддержки Израиля) выбросило цену на 14. К началу 80-х цена дошла до 50, потом обрушилась к середине 80-х до 20 и простояла на этом уровне между 1986-м и 2002-м. В эти годы не инвестировали в атомную энергетику из-за Чернобыля, а также не инвестировали в добычу нефти, потому что она была дешевая. В: А во что инвестировали? О: В автомобили и другие энергопотребители. Например, стремительно выросло число кондиционеров в жарких странах. У нас в 90-е годы был кризис, а в остальном мире – серьезный экономический рост. Запасные нефтедобывающие мощности кончились, и цена пошла вверх. Но с учетом инфляции нефть сейчас стоит столько же, сколько в начале 80-х. И неизвестно, что является большей аномалией – дешевая нефть или дорогая: 147 долларов 2008 года или восемь долларов 1998-го. В: Бензин не подешевеет? О: Цена на бензин зависит от налоговой политики и не отражает мировую цену на нефть. Дешевого бензина, меньше доллара за литр, в мире уже нет и не будет. В: Вы говорите, что нефть не закончится. Но ведь ее добывают, а новая не появляется? О: Не появляется. Но ее много. А лет через 50–60 мы перестанем на ней ездить, и она не очень будет нужна. Кроме того, уже давно научились сжижать уголь или газ. В: На Россию не нападут из-за наших нефтяных богатств? О: У нас нефть добывается в основном на севере. Туда еще забраться надо. К тому же у России есть двое друзей – армия и флот, а в XXI веке великие державы так просто не воюют. Тем более что мы нефть продаем без проблем. В: Может так получиться, что мы сейчас всю свою нефть продадим по 100 долларов, а когда начнет самим не хватать, станем покупать по 300? О: Наших запасов хватит надолго. Если не будем инвестировать в добычу, она снизится. Но сейчас начали вкладывать. Скорее всего, в ближайшие годы мы будем жить, как сейчас, когда нефть дорогая на внешнем рынке и недешевая – на внутреннем. В: Что будет, если нефть упадет до 30 долларов, как в конце 2008-го? Россия не развалится, как СССР? О: СССР развалился не от дешевой нефти, а из-за войны в Афганистане и неграмотной экономической политики последней пятилетки 1986–1991 годов. В 1998 году мы, правда, получили кризис при восьми долларах. Но сейчас 30 долларов трудно представить, потому что тяжело будет всему нефтяному миру. В этой цене никто не заинтересован. Коридор в 70–90 долларов всех устраивал даже во время кризиса. Сейчас он «на политике» сдвинулся вверх на 100–110. В: Что будет с экологией, если автомобилизация в развивающихся странах выйдет на уровень развитых? О: Будет потепление, парниковый эффект. Выбросы углекислого газа в 2010 году были на 5% выше, чем в 2008-м. Последствия глобального потепления мы наблюдаем уже сейчас: это увеличение числа засух, наводнений и ураганов. Интенсивность природных катаклизмов также растет, и растут убытки от них. Это проблема для человечества на следующие полвека. В: Может, дорогая нефть – это спасение для экологии? О: Дорогая нефть, как и подорожавшие другие энергоносители – это часть стабилизации климата, хотя для спасения маловато будет. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |