18.07.2011  Предпринимательство - огромный и тяжелый труд

   На встрече с предпринимателями из Пензенской области Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что для того, чтобы все больше людей шли в бизнес, необходимо проводить пропаганду предпринимательской деятельности. «Если мы хотим, чтобы в нашей стране было 30%, 40%, а то и 50% граждан, ставших предпринимателями, мы должны, вероятно, создать программу, пропагандирующую предпринимательское дело. Мы должны показать и объяснить, что это огромный и тяжелый труд», - считает глава государства. Президент при этом признал, что в обществе сохраняются негативные стереотипы по отношению к бизнесу, как было и 20 лет назад.
   По данным госстатистики, количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России за 2010 год уменьшилось на 3,6% и составило 219,7 тысяч. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154,8.
   Среднесписочная численность занятых на МП за этот период снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 п.п.
   Изменению ситуации с численностью МП и занятых на них способствуют федеральные программы Минздравсоцразвития по вовлечению трудоспособного населения в малое предпринимательство. Так, с начала года к 1 июня 46 тысяч безработных граждан открыли собственное дело. При этом они создали дополнительно 12,6 тысячи рабочих мест для других безработных граждан. Планируется, что в 2011 году число участников программ поддержки самозанятости безработных граждан составит 164,5 тыс. человек.
   Однако по численности занятых на МП Россия значительно отстает от стран Запада. Так, на количество вовлечённых в малый и средний бизнес в США приходится почти 50% занятых в частном секторе, в странах ЕС – 70% работающих в негосударственном секторе европейцев.
   Причины культа малого бизнеса в высокоразвитых странах Запада - это создание новых рабочих мест: ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся за счёт малого предпринимательства. В этом смысле его роль особенно важна в кризисные годы, а также в депрессивных зонах. Таким образом, малый бизнес помогает выживать в трудные времена миллионам, а значит, способствует ослаблению социальной напряженности в обществе.
   По данным опросов, две трети россиян готовы открыть свой бизнес, чтобы получать дополнительный доход, не зависеть от работодателя и добиться возможности самореализации. При этом они не боятся неудачи или административных трудностей. Тремя основными привлекательными чертами собственного бизнеса россияне назвали дополнительный доход (33%), независимость (30%) и самореализацию (21%). Основным препятствием для открытия собственного дела россияне считают отсутствие стартового капитала (58%). Тех, которые опасаются неудачи, среди наших соотечественников всего 18%. Отсутствие бизнес-идеи считают серьезной проблемой только менее 15% российских граждан.
   Предпринимательский дух в большей мере свойственен людям в возрасте 14-29 лет. В России таких энтузиастов достаточно много - 86%.
   Действующие же бизнесмены, согласно опросам, считают, что предпринимательский климат в российских регионах не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса. Нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей - основные слабые стороны предпринимательского климата в нашей стране.
   Согласно выводам представителей предпринимательского сообщества, государственная политика поддержки на федеральном уровне выглядит противоречивой, несбалансированной. Отсутствует целостная концепция государственной политики в отношении МСП. Соответствующая программа является не федеральной, а ведомственной. Большинство федеральных ведомств не выполняют поручение руководства страны о разработке и реализации специальных мер содействия развитию МСП в пределах сферы своего ведения. А объемы средств, выделяемых на федеральном уровне на содействие развитию МСП, совершенно не адекватны проблемам и не выступают в качестве действительных акселераторов развития частной инициативы.
   В вопросе пропаганды предпринимательской деятельности главную роль играют общественные организации предпринимателей. В этом плане, несомненно, первенство принадлежит Торгово-промышленной палате РФ и региональным ТПП. Многочисленные конференции, круглые столы, дискуссии, при которых происходит не только обмен опытом, но и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, безусловно, способствуют тому, чтобы все больше наших сограждан открывали свое дело.
   ИА "Альянс Медиа"