15.07.2011 Крупнейшие торговые сети за 2010 год заработали с 1 кв. м более 200 тыс. руб. Согласно рейтингу сетей розничной торговли INFOLine Retailer Russia TOP-100, составленному агентством INFOLine совместно с Retailer magazine, крупнейшие торговые сети России за последний год заработали с каждого квадратного метра в среднем более 200 000 рублей. Самыми эффективными по показателю выручки с квадратного метра по итогам 2010 года являются сети магазинов компьютерной техники и мобильных телефонов. По данным INFOLine, 11 компаний этих двух сегментов, вошедшие в первую сотню российской розницы, обеспечивают в среднем с 1 метра торговой площади 417 и 448 тысяч рублей выручки в год соответственно. В INFOLine отмечают, что в среднем по сотне лидеров российского ритейла показатели продаж с квадратного метра выросли несущественно (6,3% в рублевом выражении, что даже не покрывает прошлогодней инфляции). Это обусловлено в первую очередь высоким уровнем конкуренции на рынках крупных городов, где формируется основная часть выручки ритейлеров, входящих в первую сотню сетей розничной торговли. Существенный рост выручки большинства крупнейших сетей в 2010 году обусловлен не повышением эффективности их операционной деятельности, а наращиванием площадей в результате открытия новых магазинов (общий прирост площадей первой сотни ритейлеров по итгам 2010 года составил 13 млн. кв.м). Если сравнивать показатели сетей с 2009 годом, то аптечные сети, книжные и сети строительных товаров и товаров для дома продемонстрировали негативную или близкую к нулю динамику выручки с квадратного метра. Лучшие же показатели характерны для сетей сегментов мобильных телефонов, компьютерной и бытовой техники и электроники. По утверждению аналитиков INFOLine, это обусловлено в том числе тем, что уровни ставок аренды в торговых центрах для сетей также различаются в зависимости от сегмента розницы. Так, если для сетей бытовой техники и электроники уровень арендных ставок в России варьирует от 220 до 380 долл./кв.м/год, то, например, для игроков рынка одежды он зачастую достигает 4 000 долл./кв.м/год. Эксперты INFOLine поясняют, что уровень арендной ставки определяется, при прочих равных, степенью заинтересованности арендодателя, которая в свою очередь зависит от целого ряда факторов, таких, как средний чек, репутация компании, концепция самого ТЦ, бюджет, который готова выделить сеть на рекламу открытия нового магазина в торговом центре. Как отмечают сами игроки рынка, арендные ставки в России вообще значительно выше, чем на Западе. Так, по утверждению президента ECS Group (Lego, Apple, Sony, Nokia) Евгения Бутмана, «в Германии самая дорогая аренда в центре Гамбурга как в каком-нибудь захудалом провинциальном торговом центре в России. С Москвой не сравнить. В Германии вообще не знают таких цифр - $4 000 — 5 000 за кв.м, - подчеркивает г-н Бутман. - Я даже прикидывал, что если бы в кризис цена аренды снизилась на 5 % во всей стране, то умершие розничные сети скорее всего бы не умерли. Просто, если бы на 5 % снизилась вся аренда». Что касается ставок за квадратный метр в год в регионах, то, по словам исполнительного директора «Союза независимых сетей России» Александра Мальчевского, их средний уровень равен $500 – 800: «По разному, до $1 000. Если большие города, центр, то $2 000 — 2 500, стандартно – это $500-800». В INFOLine прогнозируют дальнейшее повышение арендных ставок. По словам специалистов агентства, то, что тенденция получит свое дальнейшее развитие, видно уже по первому полугодию текущего года. С начала 2011 года многие девелоперы, владельцы торговых комплексов, занимаются перезаключением договоров, которые были заключены ещё в условиях кризиса. Цены в новых договорах растут, констатируют аналитики. ИА "Альянс Медиа" |