14.07.2011 В России уменьшилась потребительская неуверенность Согласно данным Росстата, индекс потребительской уверенности россиян, отражающий совокупные потребительские ожидания, во II квартале 2011 года поднялся по сравнению с I кварталом до минус 9% (было -13%). То есть недовольных своим материальным положением все равно больше, чем довольных. Но как таковых неудовлетворенных граждан стало меньше на 4%. Потребительские ожидания Росстат рассчитывает по нескольким показателям. В частности, уменьшилась доля респондентов, отрицательно оценивающих грядущие изменения в российской экономике — 20% против 25% в I квартале. Положительных изменений в экономике в течение следующих 12 месяцев ожидают 22% опрошенных (21% в I квартале). Индекс улучшения в личном материальном положении составил минус 3%, что на 5% выше предыдущего опроса, а 13% населения России уверены: их кошельки станут значительно тяжелее к концу 2011 года. Но в то же время более 30% респондентов считают, что состояние их достатка ухудшилось. Не заметили изменений в своем материальном положении 58% опрошенных Росстатом. Более благоприятными, по мнению граждан, стали условия для крупных покупок и сбережений — индексы этих показателей увеличились на 5% и 4% соответственно. В целом повышение индекса потребительской уверенности наблюдается во всех возрастных группах населения: у молодежи до 16–29 лет — на 7%, у лиц среднего возраста (30–49 лет) — на 5%, у возрастной группы от 50 лет и старше — на 3%. Что же повлияло на улучшение показателей потребительских ожиданий во II квартале этого года? Эксперты отмечают ряд положительных изменений. В частности, безработица упала, оказавшись почти на докризисном уровне. Растут в реальном выражении зарплаты, хотя и в несколько меньшем темпе, чем в прошлом году. Впечатляет динамика розничных продаж, что говорит о неудовлетворенном до конца спросе. Не случайно наиболее оптимистичны молодые. Старшие же возрастные группы ведут себя консервативнее, в том числе и потому, что, несмотря на рост зарплат, реальные денежные доходы населения сокращаются. Кроме того, причинами позитивных настроений могли стать бытовые факторы: покупатели своими глазами видят замедление роста цен на продукты питания — в июне тем же Росстатом была зафиксирована нулевая инфляция. И хотя сейчас она снова набрала свою привычную скорость (0,1% в неделю), отсутствие “горячих” новостей о грядущей засухе, смоге и неурожае благожелательно сказываются на потребительской уверенности. ИА "Альянс Медиа" по материалам MK.ru |