14.07.2011 Иркутская область: на рынке готового бизнеса 80% - объявления о продаже МБ На рынке готового бизнеса Иркутской области в настоящее время 80% - это объявления о продаже малого и микробизнеса. Об этом сообщил Олег Змановских, руководитель консалтинговой компании "Бизнес-Эксперт". Остальные предложения на рынке - средний бизнес. Крупные предприятия продают в редких случаях. Тенденция продажи именно малых компаний обоснована увеличившейся с 1 января налоговой нагрузкой. Обострилась ситуация весной, с увеличением тарифов на электроэнергию, когда некоторые мелкие компании стали работать на грани рентабельности. "Сообщения об изменениях законодательства повлекли за собой увеличение количества предложений еще в конце 2010 года. В январе - апреле 2011 года эта тенденция сохранилась", - комментирует ситуацию О. Змановских. Средняя стоимость бизнеса, выставленного на продажу в Иркутской области, в 2010 составила 3,3 млн руб. В первом полугодии 2011 года усредненная цена находится на этом же уровне, и это также подтверждает высокую долю предложений в области малого и микробизнеса. Для сравнения: в 2009 году этот показатель составил 9,8 млн руб., в 2008 - 12,4 млн руб. Предприятия производственной сферы в среднем стоят 13,9 млн руб., сферы услуг - 3,2 млн, торговли - 1,1 млн, строительства - 3,4 млн руб. Среди факторов, в первую очередь влияющих на цену, эксперты выделяют наличие недвижимости и дорогостоящего высокотехнологичного оборудования в собственности, экономические показатели деятельности, в частности величину чистой прибыли и срок существования бизнеса. Для предприятий сферы услуг важно удачное месторасположение, для компаний, работающих на арендуемых площадях, - условия аренды помещений. Увеличивают рыночную цену бизнеса нематериальные активы: например, наличие зарегистрированной торговой марки или эксклюзивных технологий для работы. По характеру деятельности чаще всего на продажу выставляют предприятия общепита (закусочные, кафе, рестораны, столовые). О. Змановских отмечает, что это одна из главных тенденций рынка в настоящее время. Кроме того, стабильно входят в число лидеров по количеству предложений на рынке готового бизнеса производственные компании (деревообрабатывающие предприятия, производство столярных изделий и продуктов питания), фирмы, работающие в сфере услуг (салоны красоты, ногтевые студии, солярии, а также службы такси, автомойки и автосервисы) и компании торговой направленности (продажа продуктов питания, одежды, обуви, автозапчастей). При анализе предложений бизнеса, выставленных в открытом доступе, было выявлено, что предложения предприятий общепита занимают 44% от общего объема. По 25% составляет объем предложений в сферах торговли (продажа одежды) и услуг (деятельность салонов красоты и автомоек). Наименьшую долю рынка представляют производственные компании, сообщает ИА "Сибирские новости". ИА "Альянс Медиа" |