11.07.2011 Российские потребители становятся оптимистичнее европейских Согласно данным, опубликованным Росстатом, российские потребители испытывают большую уверенность, чем потребители основной части европейских стран. Об этом свидетельствует индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС, рассчитываемый на основании опросов домохозяйств об их субъективном мнении по вопросам экономической ситуации, личном материальном положении, ситуации на потребительском рынке и рынке сбережений. Эксперты Центра экономического анализа «РИА-Аналитика» на основании индекса потребительской уверенности провели межстрановое сравнение оптимизма потребителей. Лидерами рейтинга потребительских ожиданий с положительными значениями индекса (когда, по сути, позитивных ожиданий у жителей страны больше чем негативных) стали скандинавы: Швеция (со значением индекса +20.8), Финляндия и Дания, аутсайдерами – вполне закономерно – Греция (значение индекса минус 68.5), Португалия и Румыния. Россия среди стран Евросоюза по этому показателю по итогам мая 2011 года заняла 10 место из 26-ти со значением индекса минус 9. Чуть лучше ситуация с уверенностью потребителей в Эстонии (9 место), а в Великобритании (11 место) индекс уверенности несколько ниже. Положительное значение индекса потребительской уверенности зафиксировано только у 8 стран из рейтинга, отрицательное – у 18. По сравнению с февралем 2011 года (результаты предыдущего опроса) оптимизм растет у граждан 12 стран Европы, снижается у 14-ти. При этом Россия на четвертом месте среди стран, чьи ожидания улучшаются сильнее всего – больше уверенность потребителей растет только у британцев, люксембуржцев и литовцев. Сильнее всего в первой половине года индекс снизился в Венгрии, Голландии и Чехии. Следует отметить, что уровень потребительских ожиданий понятие достаточно субъективное, и на него оказывает влияние, среди прочего, ментальность граждан. Так, некоторые граждане России, например, могут чувствовать уверенность от того, что их в ближайшее время не уволят, а денег на еду хватит, в то время как люксембуржец – от того, что и этим летом в отпуске сможет ни в чем себе не отказывать. В том числе на показатели уверенности могут оказывать влияние и совсем неэкономические факторы: погода, государственные выборы, спортивные события и т.д. При этом в целом позитивная динамика в потребительских ожиданиях россиян, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», а также то, что Россия находится в верхней части списка стран Европы по уровню оптимизма потребителей (многие страны с более высоким уровнем жизни располагаются ниже нас), в настоящее время создают определенный потенциал для повышения потребительского спроса, что может придать дополнительные импульсы к экономическому росту в этом году. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |