08.07.2011 Эксперты выяснили, что модернизации в РФ мешают безработные и деревенские Над "Стратегией-2020" работает 21 экспертная группа, у каждой – своя тема. Группа №5, чья тема – инновации, провела на этой неделе пресс-конференцию "Стратегия-2020: переход от стимулирования инноваций к росту на их основе". Непонятно, правда, каким образом планируется переходить к росту на основе инноваций, если со стимулированием этих самых инноваций не получилось ничего. По словам руководителей группы №5 Леонида Гохберга и Игоря Агамирзяна, в российскую науку средств сейчас вкладывается не меньше, чем в какой-нибудь Англии. И каков же результат? За последние 15 лет по количеству научных публикаций в ведущих научных журналах мира Россия сползла с 7-го места на 14-е. (А Китай за то же время поднялся с 14-го на 2-е.) На экспорте технологий РФ в 2009 г. заработала $0,6 млрд, тогда как США – почти $90 миллиардов. По словам Леонида Гохберга, тормозит процесс то обстоятельство, что российская наука по своей структуре до сих пор является советской: во всех развитых странах львиная доля инноваций рождается в стенах предприятий (в США – 72,6%, в Японии – 78,5%), у нас же 88,2% инноваций приходятся на НИИ. Вдобавок на шее модернизации тяжелым камнем висят 39,7 миллионов инвалидов, свыше 5 миллионов безработных, 18,5 миллионов людей с доходами ниже прожиточного минимума и еще 37,6 миллионов человек сельского населения. Все они, по словам руководителей группы, "имеют консервативный тип поведения по сравнению с Западом, лишены возможности участвовать в инновационном процессе и, к тому же, при этом не владеют английским языком". Чтобы пенсионерам и инвалидам было легче существовать, уже намечен ряд мер "по вовлечению этих категорий населения в инновационные процессы". В первую очередь, их обучат английскому. Игорь Агамирзян напомнил присутствующим слова Д.Медведева о том, что "парашют работает, когда он раскрыт": "Вот и нам надо или раскрываться полностью перед мировой экономикой или полностью закрываться, как было во времена СССР. Иначе не устоим". Впрочем, стратеги были все-таки за то, чтобы полностью раскрыться, а второй вариант привели просто в качестве страшилки. Конечно, в момент раскрытия к нам хлынут западные товары, но это даже хорошо, уверил собравшихся Леонид Гохберг. Предприятия, занимающие "уютную" нишу, при этом закроются, но и это тоже хорошо – "не будет больше российских локомотивов, которые на порядок хуже импортных". Господин Гохберг призвал давать деньги на инновации не тем, кто строит самолеты, а тем, кто делает детское пюре – детей у нас в стране больше, чем пассажиров, а это значит, что детское питание всегда будет давать больший рост по сравнению с самолетами. Получается, что, если все пойдет по плану, 2020 год мы встретим без российских локомотивов, без российских самолетов, но зато с детским питанием. Впрочем, модернизация в области производства детского питания пока тоже под вопросом. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Утро.ру" |