25.10.2006  В перспективе малый бизнес поможет развитию торговых центров

   Каковы тенденции развития индустрии торговых центров в Москве и регионах? Какие требования предъявляет к торговым объектам возрастающая конкуренция? Что мешает российскому девелоперу создать уникальный торговый центр? Эти вопросы стали предметом обсуждения на пресс-конференции на тему «Торговые центры России: переходит ли количество в качество?», прошедшей 24 октября в ТПП РФ.
   Если судить по выступлению председателя комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александра Борисова, то дальнейшее развитие торговых центров в России весьма перспективно.
   Так, в последние годы торговля развивается весьма успешно, ее ежегодный прирост составляет 10-11%, что почти в 2 раза превышает темпы роста ВВП. «Объем потребительского рынка в текущем году достигнет $300 млрд», - сообщил А. Борисов.
   Ссылаясь на данные экспертов, он подчеркнул, что из 80 наиболее активно работающих на рынке российских компаний 25 представляют потребительский рынок. По его словам, в России в целом активно развивается сетевая торговля.
   По числу торговых центров и объему площадей России пока далеко до США. Как известно, именно в США впервые появилась такая форма организации торговли: в 1968 году был построен первый центр площадью в 1 млн кв. метров. Далее «торговая гигантомания» стала развиваться: сегодня в мире насчитывается около 50 тыс. торговых центров, из них 40 тыс. - в США, 1,5 тыс. - в Западной Европе. В России действует порядка 300 тыс. торговых центов, половина из них находится в Москве. Глава комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ прогнозирует дальнейший рост числа торговых центров в России.
   Кроме того, отмечено, что наблюдается тенденция укрупнения торговых центров в РФ. Если в 2004-2005 годах строились центры площадью 50-60 тыс. кв. метров, то в 2006-2008 годах намечается ввод торговых центров площадью 100-200 тыс. кв. метров, в некоторых случаях - до 250 тыс. кв. метров, например, торговый центр «Москва-Сити».
   А. Борисов отметил также, что «планы иностранных инвесторов грандиозны»: ИКЕА планирует построить на российском рынке еще 17 центров, «Раменка» - 52 центра, и т.д.
   «Доходность торговых центров, которая по официальным данным составляет 15%, привлекает в этот сегмент недвижимости всех, у кого есть серьезные финансовые средства», - пояснил член ТПП РФ. За последние годы инвестиции в строительство торговых центров активно вкладывали такие гиганты отечественного бизнеса как ЮКОС, Альфа–Групп, ЛУКОЙЛ. На сегодняшний день крупные ритейлеры активно подключились к этому процессу.
   По словам А. Борисова, существует три главные проблемы развития торговли: недостаточная прозрачность отрасли; отсутствие федерального закона, регулирующего данную сферу; нехватка квалифицированных кадров.
   Начальник управления инвестиций и развития Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Маргарита Муранова отметила, что за последние годы в Москве произошло преобразование рынков в торговые центры в соответствии со схемой размещения крупных торговых объектов до 2020 года. «Но планы, намеченные к 2020 году, по оценкам Генплана, будут выполнены в 2010 году», - сообщила представитель Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы. Однако она уверена в необходимости учитывать при строительстве торговых центров мнение москвичей.
   Как показали результаты проведенного социологического опроса, 67% жителей города считают, что в столице уже достаточное количество торговых центров. «Это означает, что будущее не за торговыми центрами, а за торгово-развлекательными комплексами и эксклюзивными предприятиями», - пояснила М. Муранова. "К таким эксклюзивным предприятиям относится сеть магазинов «Утконос», где можно заказать товары с доставкой на дом и не стоять в пробках на подъездах к гипермаркетам", - добавила она. Причем такой сервис доступен уже в 101 районе г. Москвы.
   Директор компании «Магазин магазинов», вице-президент Российского совета торговых центров, председатель экспертной комиссии жюри Рейтинга торговых центров Александр Тишков считает главной проблемой торговых центров недостаточный профессионализм девелопмента. «Метров строим много, но не всегда эти метры качественные. Мы строим без учета маркетинговых и технологических требований рынка», - пояснил он.
   Поэтому, считает А. Тишков, необходимо повышать профессионализм девелопмента.
   По его мнению, Рейтинг торговых центров России выполняет важную роль «всеобщей диспансеризации торговых центров». А. Тишков сообщил, что в 2006 году в конкурсе участвуют 19 торговых центров, из них 7 московских и 12 региональных. «Проведение рейтинга направлено на выявление передовых центров в отрасли, и делается это в интересах трех категорий, проявляющих интерес к этому виду недвижимости: потребителей, торговых операторов, которые ищут площадки для своих проектов, и крупнейших мировых финансовых институтов, готовых размещать активы в стабильных и надежных объектах», - отметил А. Тишков.
   По его мнению, пока перепроизводства торговых площадей не наблюдается. Но это вопрос ближайшего будущего во многих регионах. Впрочем в отдельных городах, например, в Казани, перепроизводство уже есть - 50% площадей торговых центров не заполнено. Аналогичные проблемы могут возникнуть в Тюмени и Липецке, Москва также близка к перепроизводству торговых площадей. При этом столица пока, безусловно, лидирует и по количеству и по качеству объектов.
   Управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский согласился с коллегой, пояснив, что проблема «передевелопмента» незримо присутствует на российском рынке. «На сегодня ситуация в строительстве крупных объектов торговой недвижимости такова, что каждый участник этого рынка в городе может почуствовать на себе, что именно его центр может стать лишним», - пояснил он. Список "проблемных" городов в этом смысле он дополнил Калининградом.
   Он также считает, что в условиях развивающегося рынка потребителям и арендаторам необходима актуальная информация о торговых центрах. «Рейтинг как раз дает такую информацию для сетевых операторов», - утверждает О. Войцеховский.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», насколько перспективна для малого бизнеса возможность стать арендатором площадей в торговых центрах, А. Тишков ответил, что на сегодняшний день ставку для наиболее успешной реализации девелоперского проекта торговых центров делают на сетевых операторов. "Сети - это вопрос денег, бренда и опыта работы на рынке", - считает он. Но, по его словам, так будет только на сегодняшнем этапе развития рынка. Как только наступит перепроизводство, начнется новая стадия – жестокой конкуренции между торговыми центрами. Тогда они начнут повышать свой имидж, искать эксклюзивный подход к покупателям. «В новых условиях малое предприятие сможет на льготных условиях арендовать помещение. А владелец торгового центра будет готов идти на любые уступки, так как небольшие фирмы смогут повысить имидж торговых центров, стать их изюминкой в конкретном регионе», - пояснил А. Тишков.
   ИА "Альянс Медиа"