06.07.2011  Юристы просят Д.Медведева смягчить ответственность за экономические преступления

   Почти 15% людей, занятых в сфере экономической предпринимательской деятельности, подверглись уголовной репрессии или сейчас отбывают уголовные наказания, более 17% предпринимателей готовятся к тому, чтобы покинуть пределы России, 35% обдумывают для себя эту возможность. Такие статистические данные привела вчера заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда в отставке Тамара Морщакова на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева.
   «Эти данные свидетельствуют о достаточно беспокойном положении в сфере уголовно-правового воздействия на экономическое развитие России, которое за прошлый год выразилось (впервые за последние годы в России) в таких статистических данных, которые показывают, что бизнес в России сокращается быстрее, чем он прирастает по своему объему и качеству», - приводятся слова Т.Морщаковой в сообщении пресс-службы Кремля.
   Юрист пожаловалась на отсутствие взаимодействия между Советом по развитию гражданского общества и правительственными учреждениями, которым Президент РФ поручил работу над предложениями Совета. «По некоторым документам до сих пор, хотя Президентом было поручено это, вообще нет никакой реакции», - отметила она. В частности, по ее словам, это касается приведенных выше статистических данных и предложений Совета по вопросу амнистирования в сфере уголовного преследования за экономическую и предпринимательскую деятельность.
   «В ответ на все эти данные мы никакой реакции не получили. Более того, тревожит то, что в документах, которые в качестве ответов получил Совет, было обозначено, что доклад по этим вопросам Президенту нецелесообразен. Вот именно это является наиболее беспокоящим моментом», - сказала Т.Морщакова.
   Между тем, по ее мнению, «сейчас именно амнистия, направленная, в том числе, на то, чтобы как-то гуманизировать уголовную политику государства, очень уместна, и, более того, она могла бы послужить импульсом к решению целого ряда правовых проблем». «В обществе нарастает определенное сознание несправедливости уголовной репрессии в целом и в части преследования за экономические преступления также», - отметила Т.Морщакова.
   По ее словам, проведение такой амнистии «могло бы не просто как-то оживить приток сил в сферу активной экономической деятельности, но могло бы помочь и правоохранительной системе». Она напомнила слова Д.Медведева о том, что необходима определенная «перезагрузка» в сфере отношений не только власти и бизнеса, но и правоохранительной системы и общества в целом.
   «И такая перезагрузка, импульс к ней мог бы быть дан именно проведением амнистии», - считает юрист. По ее мнению, проведение амнистии в связи с 20-летием международного признания независимости России «подало бы определенный сигнал обществу, что государство отслеживает процессы, происходящие в правоохранительной системе, что оно намерено принимать какие-то корректирующие меры в этой области». «И это было бы сигналом бизнесу, что перспективы его развития еще не являются потерянными», - сказала Т.Морщакова.
   По ее мнению, «модернизация российской экономики, как и модернизация правовой сферы, получила бы действительно серьезный импульс при решении такого вопроса».
   Кроме того, «такая акция могла бы ориентировать и на пересмотр уголовного законодательства, которое безусловно нуждается в системных преобразованиях», - добавила Т.Морщакова.
   Однако, отметила она, в ответе Администрации Президента говорится, что предложения Совета по модернизации уголовного законодательства теперь уже не актуальны в связи с внесенным Президентом в Государственную Думу законопроектом об изменении Уголовного кодекса. «В действительности этот внесенный законопроект кроме того, что он в сфере гуманизации мер наказания начнет действовать не ранее чем с 2013 года, не решает системных проблем уголовного законодательства», - считает юрист. Она отметила, что в законодательстве «продолжают сохраняться такие достаточно одиозные нормы, исходя из которых можно дважды нести ответственность за одно и то же, что явное нарушение всех конституционных и международных стандартов, и исходя из которых (если мы имеем в виду предпринимательскую деятельность) любое административное нарушение в этой деятельности может повлечь уголовную ответственность в ситуациях, когда сама эта деятельность приводит к получению большого дохода».
   «Не прибыли даже, а дохода, что уже является совершенно одиозным и противоречит самой цели предпринимательства и бизнеса в стране, потому что цель этой области человеческой деятельности заключается именно в получении дохода», - подчеркнула Т.Морщакова.
   Отвечая Т.Морщаковой, Президент РФ Дмитрий Медведев согласился с тем, что «сверхсуровая ответственность для тех, кто занимается экономическими вопросами, отражается на состоянии инвестиционного климата».
   «Но с чем я не могу согласиться, так это с тем, что практически в этом плане мы ничего не делаем, - заявил Д.Медведев. - Не могу согласиться хотя бы потому, что я сам стараюсь этим заниматься». «Вы отлично знаете, у нас Уголовный кодекс всегда был сверхрепрессивным и в советские времена, и в постсоветские, - напомнил президент. - Я стараюсь этим заниматься и могу точно сказать: я этим занимаюсь больше, чем Горбачев, Ельцин и Путин вместе взятые».
   «То, что уголовное законодательство пришло в движение, которого там не было десятилетиями, это абсолютно точно», - отметил Д.Медведев. «Мне просто хотелось бы, чтобы вы в этом плане мне просто больше помогали. И своими советами, и своей позицией», - обратился он к членам Совета.
   ИА "Альянс Медиа"