02.07.2011  Эксперты оценили налоговые предложения президента

   Президент Дмитрий Медведев обозначил в Бюджетном послании семь проблем, которые надо решить в налоговой политике в 2011 году и в среднесрочной перспективе. В целом президент не сказал ничего нового, но структурировал те изменения, которые уже готовятся в правительстве, отмечают эксперты.
   Медведев подтвердил взятый ранее курс в налоговой политике, уточняя при этом ряд общих положений, закрепленных в «Основных направлениях налоговой политики на 2011–2013 годы» и одобренных правительством РФ 20 мая 2010 года, говорит юрист юридической компании «Налоговик» Марина Емельянцева.
   Первое, чего требует президент, – это ввести уже с 2012 года новые правила регулирования трансферного ценообразования в налоговых целях. Минфин еще в марте завершил разработку этого законопроекта. Смысл инноваций в том, что при определении налога на прибыль группы компаний их финансовые результаты можно будет суммировать. Согласно проекту, консолидация возможна, если доля непосредственного или косвенного участия основного общества в дочерних компаниях составляет не менее 90%.
   «Консолидированным налогоплательщиком» компания может стать, если общая сумма начислений федеральных налогов группы компаний за год превышает 15 млрд рублей, их суммарная выручка – 100 млрд рублей, а активы – 1 трлн рублей. В Минфине считают, что новым режимом смогут воспользоваться порядка 10–20 крупных российских холдингов с активами не менее 1 трлн рублей, а в РСПП уверены, что их будет не более пяти. В РСПП считают пороги доступа компаний к налоговой консолидации завышенными.
   Эти налоговые изменения должны решить три задачи: сделать бессмысленным перемещение холдингами центров прибыли между регионами ради налоговой минимизации, упростить администрирование и позволить бизнесу без налогообложения перемещать денежные и материальные ресурсы внутри группы.
   «Безусловно, такие правила регулирования трансферного ценообразования вводить необходимо, так как отсутствие нормативного регулирования процесса установления рыночных цен дает большой масштаб действий для недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные налоговые схемы с целью минимизации налоговых платежей, в результате чего бюджет недополучает огромные финансовые ресурсы», – говорит замдиректора Института экономики недвижимости НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Вадим Засько.
   Однако введение новых правил с 2012 года он считает поспешным решением. «Чтобы ввести эти правила, нужно сформировать базу данных о рыночных ценах на различные товары, работы и услуги, критерии оценки рыночных цен налоговыми органами, – поясняет Засько. – Правила нужно вводить тогда, когда будет подготовлена соответствующая база, что уменьшит риски обращения в суд по спорным вопросам и в целом повысит эффективность принимаемых законов». В противном случае не избежать бесконечных поправок и дополнений, добавляет эксперт.
   Вторая задача, о которой заявил президент, – ввести местный налог на недвижимость уже в 2012 году в регионах, где будет завершена кадастровая оценка объектов капитального строительства.
   Местный налог на недвижимость должен заменить налог на имущество физических лиц и земельный налог. Сейчас налог на имущество исчисляется от его инвентаризационной стоимости. В зависимости от этой стоимости его величина варьируется от 0,1% до 0,5%.
   Ранее в Минфине заявляли, что максимальная ставка налога на недвижимость на федеральном уровне может быть установлена на уровне 0,1% с возможностью ее снижения на местном уровне.
   Минэкономразвития предлагает также ввести разного рода вычеты по этому налогу. В частности, обсуждается возможность вводить вычеты в зависимости от объема недвижимости, то есть не облагать налогом квартиры, дома и участки определенной площади, или же предоставлять вычеты в виде фиксированной суммы, на которую будет уменьшаться налоговая база. К примеру, предлагалось ввести нулевую ставку налога для квартир площадью до 55 квадратных метров и земельных участков не более шести соток, что поддержало бы малообеспеченных граждан.
   «Налог на недвижимость существует во многих развитых странах, и постепенное введение налога по низким ставкам необходимо, так как именно он является основой наполнения местных бюджетов. Именно поэтому в развитых странах маленькие городки такие чистые и ухоженные», – замечает Вадим Засько. Однако механизм исчисления налога на сегодняшний день является не до конца проработанным, перечень льготных категорий не до конца определен, указывает эксперт.
   «Основная проблема этого налога – его база, то есть стоимость, с которой будет взиматься этот налог. Если сегодня это, как правило, инвентарная или кадастровая стоимость имущества, то в новом налоге эта стоимость будет рыночной, что в разы больше», – говорит юрист юридической компании «Налоговик» Марина Емельянцева. Таким образом, некоторым владельцам недвижимости придется платить более высокий налог, что может привести к росту стоимости цен на квартиры и участки.
   Третья задача, озвученная Медведевым, – провести инвентаризацию льгот по региональным и местным налогам и оценить их эффективность. «Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и по земельному налогу», – говорит президент. Он не исключил возможность отмены таких льгот.
   В-четвертых, президент предлагает систематизировать действующие льготы и их оценку на предмет согласованности и проблем администрирования, а также выявить те налоговые льготы, которые актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций.
   «Инвентаризация льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу теряет смысл, так как введение налога на недвижимость подразумевает отмену данных налогов», – считает Вадим Засько. Систематизацию налоговых льгот, по его мнению, проводить надо. «Одним из первых шагов к регулированию налоговых льгот может явиться внесение в НК РФ самого понятия налоговой льготы и их перечень», – замечает эксперт.
   Дмитрий Медведев также напомнил о необходимости совершенствовать налогообложение нефтяной и газовой отраслей, табачной и алкогольной продукции.
   Правительство обсуждает введение в этом году нового налогового режима «60-66» для нефтяной отрасли. Он предполагает снижение экспортной пошлины на нефть примерно на 7% и увеличение пошлины на экспорт нефтепродуктов. Таким образом, потери бюджета от снижения пошлины на нефть будут компенсированы ростом объемов экспорта нефти, считают законодатели.
   Согласно закону «О таможенном тарифе», сейчас пошлина рассчитывается по формуле: 29,2 доллара за тонну плюс 65% от разницы между ценой мониторинга и 182,5 доллара (эквивалент 25 долларов за баррель). Минэнерго предлагает заменить 65% в формуле на 60% (первая цифра в названии проекта). Вторая цифра в названии – ставка экспортной пошлины на корзину нефтепродуктов в процентах от нефтяной пошлины. Сегодня ставка пошлин на корзину нефтепродуктов составляет 55% от нефтяной (70,7% на светлые и 38,1% на темные нефтепродукты). Минэнерго предлагает уравнять пошлину на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% от нефтяной пошлины.
   Нефтяные компании выступают против нового налогового режима, так как опасаются снижения нефтепереработки на легальных НПЗ.
   Медведев заявил также о необходимости продолжить повышение налоговой нагрузки на газовую отрасль. Он имеет в виду изъятие природной ренты у налогоплательщиков, получающих ее за счет участия на мировых рынках природного газа. Это также повысит доходы бюджетной системы. Повышение налоговой нагрузки в первую очередь коснется Газпрома как организации, экспортирующей газ. Для независимых производителей НДПИ не увеличится.
   «Совершенствовать механизм налогообложения нефтяной и газовой отраслей необходимо, но не путем создания дополнительных налоговых стимулов, а увеличением налоговой нагрузки на предприятия, занимающиеся реализацией данных ресурсов, и переориентировать экономику России с сырьевого типа на инновационный, – считает Вадим Засько из ВШЭ. – Природные ресурсы являются иссякаемыми полезными ископаемыми. Поэтому механизм налогообложения нефтяной отрасли стоит формировать таким образом, чтобы прибыль от их продажи распределялась и в пользу граждан, родившихся на территории России».
   Шестая задача, считает Медведев, состоит в том, чтобы устранить те элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию. Для решения этой задачи президент предлагает «внести изменения в порядок применения амортизационной премии с тем, чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении них 30-процентную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже».
   Медведев также требует «дополнительно предусмотреть возможность (для тех налогоплательщиков, которые пожелают ей воспользоваться) распространения повышающего коэффициента для учета в расходах затрат на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 на правоотношения, возникшие с 2009 года, с момента, когда была введена эта льгота».
   Предложение о льготировании через амортизацию модернизируемых и реконструируемых основных средств должно дать ощутимый эффект по всем организациям в целом, считает Марина Емельянцева.
   «Но в целях общего экономического роста было бы целесообразным распространить такую поддержку и на другие сферы, не ограничиваясь только инновационным предпринимательством, – считает она. – Пока будут рождаться новые более мощные и производительные средства, зарабатывать на них приходится на устаревшем морально оборудовании, преимущественно советского производства».
   Главной помехой в инновационном развитии, на взгляд эксперта, является не отсутствие налоговых преференций, а отсутствие привлекательных условий труда для молодых ученых и изобретателей.
   Вадим Засько указывает, что прежде чем выявлять и устранять неэффективные элементы налогового стимулирования инновационной деятельности, следует ввести закон «Об инновационной деятельности в РФ». Это, по его мнению, позволит устранить возможные варианты различного толкования при применении норм налогового законодательства в отношении компаний, внедряющих инновации.
   «Амортизационная премия и повышающие коэффициенты являются недостаточными инструментами для создания благоприятных условий инновационно-активным предприятиям», – уверен эксперт.
   Последняя задача в налоговой области, обозначенная президентом, – необходимо определиться с параметрами перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения. Такой переход должен быть максимально благоприятным для малого и среднего предпринимательства, указал президент.
   Это решение уже давно закреплено в налоговой политике, однако до сих пор не разработан механизм плавного перехода от одной системы к другой. «Применение патентной УСН значительно проще, чем ЕНВД, но на практике воспользоваться ею могут только индивидуальные предприниматели. К тому же уплата патента производится двумя частями (1/3 в начале использования и остаток в конце срока действия патента), что, как правило, менее выгодно, чем ежеквартальные равномерные платежи при ЕНВД», – указывает Марина Емельянцева из «Налоговика».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд"