06.12.2010 Москва: ОЭС обсудил насущные вопросы столичного предпринимательства Разнообразные вопросы, непосредственно касающиеся будущего малого предпринимательства Москвы, были затронуты на расширенном заседании Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, прошедшем в рамках работы форума «Московский партенариат - 2010». Как считает руководитель Центра формирования предпринимательской среды ИМИП Государственного университета – Высшей школы экономики Александр Виленский, российские бизнесмены теряют связь с властью. Проблема, по его словам, состоит в том, что координационно-совещательные органы (КСО) в области развития малого и среднего предпринимательства плохо выполняют свои обязательства. Это стало известно в ходе аналитического исследования, которое провели Высшая школа экономики и Общероссийская общественная организация "ОПОРА РОССИИ". КСО, согласно результатам исследования, созданы не во всех субъектах РФ, не говоря уже о муниципальных образованиях. Председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе отметил, что плодить бесчисленные количества советов «не выдержит никакая власть». «Нужны объединительные тенденции в части более мелких советов. Рабочие группы и комиссии должны быть конституированы определенным образом, иметь соответствующие полномочия. У московского ОЭС в регламенте прописана норма об обязательном согласовании проектов нормативных документов, связанных с деятельностью МСБ. Она позволяет вести более жесткий диалог с исполнительной властью. Необходимо создание КСО при законодательных органах власти. Следует расширить нормы, предусматривающие обязательное создание таких советов на различных уровнях власти. КСО – единственные закрепленные законом площадки согласования интересов бизнеса и власти, и эта функция должна расширяться. Эту тенденцию должны поддерживать наши объединения предпринимателей: в законе должна быть контролирующая функция по созданию советов и наказывающая за несоздание таких советов», - считает А.Иоффе. По мнению президента Международной ассоциации "Система межрегиональных маркетинговых центров" Елены Емельяновой, «при каждом ведомстве создавать совет – один путь». Другой путь, по ее словам, заключается в том, чтобы в рамках одного КСО иметь комиссии и рабочие группы по отраслевому принципу, которые собираются и вырабатывают рекомендации и требования. Исполнительный директор Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Алексей Даутов обратил внимание на замену ЕСН страховыми взносами и увеличение налоговой нагрузки на бизнес как минимум втрое. По его словам, на сайте ОПОРЫ размещен текст открытого письма, в котором бизнес-сообщество выражает свое несогласие по поводу этого решения власти, он призвал предпринимателей активнее собирать подписи. «Ситуация абсолютно катастрофическая. Была хилая надежда на то, что под давлением общественных организаций - ОПОРЫ РОССИИ, ТПП РФ, Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства – ситуация хотя бы несколько улучшится, но и эта надежда не оправдалась», - заметил А.Иоффе. Некоторые шаги по отыгрыванию угрожающей ситуации назад в отношении инновационных, сельскохозяйственных предприятий были сделаны, но они оказались, по мнению А.Иоффе, ничтожными. В последнее время предприняты меры по выделению из общей ситуации производственных и социальных предприятий. Им обещают на время переходного периода льготу в 26% страховых взносов вместо запланированных 34%. «Мы не должны оставлять усилий по опротестовыванию повышения налоговой нагрузки на бизнес. Сегодня при участии ОПОРЫ РОССИИ проводятся всероссийские акции с забастовочными элементами (закрытие бизнеса на 2 часа), но малый бизнес инертен и начнет что-то понимать не раньше февраля. Мы должны поддержать предложение ТПП РФ и московского отделения ОПОРЫ: в Москве подавляющее количество МБ будет находиться под достаточно тяжелым налоговым прессом, и последствия этого достаточно печальные», - продолжил А.Иоффе. Если с производственным бизнесом, по его словам, «можно еще как-то разобраться», то понятия «социального бизнеса» в российском законодательстве вообще нет. «Дело кончится тем, что сначала выпустят нормативный документ, а потом будут говорить, что здравоохранение тоже социальный бизнес. Либо примут закон в общем виде, который работать не будет», - предвидит А.Иоффе. Государство, по его словам, уже осознало гибельность повышения налоговой нагрузки на бизнес. «Заместитель министра финансов Сергей Шаталов уже говорит, что не надо повышать налоги. Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина говорит, что для повышения налогов нет резервов, и всё равно налоги повышают. Последствия этого повышения никем не просчитаны. Ведутся пустые разговоры про нашу конкурентоспособность, а мы и так неконкурентоспособны с нашей налоговой системой по сравнению даже с Казахстаном и Украиной», - считает А.Иоффе. Он призвал еще раз высказать гневное осуждение повышения налогов и предпринять, если понадобится, публичные акции. «Закрыть предприятия на два часа в день – одно. А если на день? Каждый, в конце концов, решает сам для себя: этих увольняю, этим буду платить «в чёрную», кто-то закроется. А кто-то скажет – поеду-ка я в Грецию или Испанию. Такие тоже будут. Мэру Москвы нужно представить письмо с цифрами и фактами. Может быть, после такого письма будут инициативы московских властей в федеральные органы власти. Пусть предприниматели дадут конкретную раскладку увеличения налоговой нагрузки, повышения стоимости товаров и услуг», - предложил глава ОЭС. По его мнению, сегодня в области контроля и надзора за предпринимательской деятельностью идёт явный откат назад: принят 171-й закон, дающий дополнительные возможности проверяющим органам по сравнению с нормами 294-го закона. В результате бизнес ждут более частые, чем раз в 3 года, периодические плановые проверки. При этом промышленная безопасность, обуславливающая проверки, трактуется весьма широко. Увеличена продолжительность проверок, без уведомления субъекта осуществляется внеплановая выездная проверка. «Есть опасность, что всё может вернуться на круги своя. Юридическая служба ТПП РФ активно изучает законодательные новации, чтобы в ближайшее время высказаться по этому поводу развёрнуто. Если в формируемом документе будет выражено законное беспокойство, наш долг - присоединиться к нему», - резюмировал А.Иоффе. Как отметила начальник Управления статистики предприятий Росстата Елена Шустова, в будущем году будет предпринято сплошное статистическое наблюдение за субъектами малого и среднего предпринимательства. «Социальная направленность этого сектора экономики, обеспечение им занятости населения очевидны. Проблемой сегодняшнего дня является недостаточная культура предпринимательства. Правительство на основании информационного ресурса, который будет сформирован Росстатом, предпримет действенные меры по совершенствованию инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий страны», - заявила Е.Шустова. Информационный ресурс обследования, по ее мнению, позволит лучше ориентироваться в обстановке и государству, и самому бизнесу. Росстат при проведении обследования руководствуется Федеральным законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ», принятом в 2007-м году. Он регламентирует отношения респондентов и статистиков, методы анкетирования и опроса. Респонденты, согласно ему, обязаны предоставлять информацию органам госстатистики. Статья 9 закона определяет гарантии того, что первичные данные будут информацией «ограниченного доступа», то есть будут содержать информацию не о конкретном хозяйствующем субъекте, а о статистической единице. Несанкционированный доступ к полученной первичной информации исключен. Искажение, фальсификация, утрата информации исключается: ответственность за данные деяния определяется законом вплоть до уголовной. Вторым законом, определяющим деятельность Росстата в данном обследовании, является Федеральный закон №209-ФЗ о поддержке и развитии малых и средних предприятий, принятый в 2007-ом году. Статья 4 закона регламентирует совокупность субъектов, подпадающих под обследование. Статья 5 - сочетание сплошных и выборочных исследований. Сплошные, согласно статье 5, проводятся один раз в 5 лет. После обработки, по словам Е.Шустовой, полученные данные подлежат «обезличиванию». Непредоставление данных карается в рамках Кодекса об административных правонарушениях, в котором предусмотрен также штраф за предоставление недостоверных данных. «Росстат настроен на конструктивный диалог с предпринимательским сообществом, будет проводить информационно-разъяснительную кампанию о пользе сплошного обследования», - заявила Е.Шустова. На конец 2009-го года Росстатом выявлено 15 тыс. средних предприятий, 1,6 млн малых, 1,3 из которых являются микропредприятиями. «В малом и среднем бизнесе России высока степень привлечения вторичной занятости. В ВВП доля малых и средних предприятий составляет треть. Кроме того, в стране зарегистрировано 4 млн индивидуальных предпринимателей (ИП), среди которых много тех, кто уже прекратил свою деятельность. Типизация ИП будет проведена впервые: среди ИП есть такие, что по масштабам деятельности – выручке и привлеченной рабочей силе - превосходят средние предприятия», - отметила Е.Шустова. Росстату сегодня предоставлен список лиц, плативших налоги в первом полугодии 2010-го года, информация фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, пожарной охраны. Обследование затронет примерно 5 млн хозяйствующих субъектов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Итоги обследования будут сформированы в два этапа, окончательные итоги будут подведены летом 2012-го года. Публикация итогов будет проводиться с понятными ограничениями. Отдельно будут выработаны выборочные формы по выручке МСП и другим целевым показателям их деятельности. На 4 года Минфин выделил Росстату 550 млн рублей, из них 200 млн рублей будут израсходованы на почтовые расходы, заключила Е.Шустова. А.Иоффе подтвердил, что в деле обследования малых и средних предприятий общественные организации малого и среднего предпринимательства являются абсолютными союзниками Росстата. На расширенном заседании ОЭС был также рассмотрен вопрос о мелкорозничной торговле в Москве. «Мы сформулировали свои требования за несколько дней до сноса: в частности, о том, что предприниматели должны принимать участие в конкурсных комиссиях. По всем пунктам сейчас активно работает московское отделение ОПОРЫ РОССИИ. Принципиально следующее: сейчас будет проводиться конкурс на размещение мелкорозничных объектов сроком на полгода, вплоть до того, когда будет разработана новая схема дислокации. В этом режиме работать невозможно: пока будут собраны документы, обеганы все органы власти, наступит март. Следует немедленно предложить московским властям объявить мораторий на конкурсы, оставить всё, как есть, а в марте разработать новый порядок дислокации», - предложил А.Иоффе. "Тревожна", по его мнению, и тема арендной платы. «Льготная арендная ставка два года назад была установлена в размере 1000 руб. за кв. м. Осталось меньше месяца действия этой нормы. Задан вектор постепенного приведения арендной платы к рыночным ставкам. Мы в принципе соглашались с постепенным увеличением арендной платы для льготников, но остаёмся при мнении, что определенные льготы для отдельных отраслей следует сохранить», - настаивает А.Иоффе. Постановление о льготной аренде сегодня зависло в Департаменте имущества города Москвы, никаких обсуждений по нему не ведётся. «Речь идет о достаточно радикальной отмене льгот по арендной плате. Размер доходов городского бюджета от аренды увеличивается в следующем году в 3 раза, что косвенно подтверждает то, что данный норматив будет принят. Если так, будет логичным принятие закона о выкупе помещений. Конечно, смешно, когда одно предприятие сидит на льготной арендной плате, а другое, в том же здании, платит рыночную аренду. Это плохо влияет на конкуренцию. Но есть сферы, которые нуждаются в опеке власти: бытовое обслуживание, общественное питание. На вторичном рынке права арендатора более жёстко закреплены. Льготная арендная плата в Москве является компенсацией за те инвестиции, которые были сделаны когда-то в городскую собственность: загаженные подвалы, где надо было переваривать все трубы, были отремонтированы и приведены в цивилизованный вид», - пояснил А.Иоффе. Последним вопросом расширенного заседания ОЭС стал вопрос о реализации Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, формируемой на 3-летний период. «Мы находимся на распутье. Хотя программу никто не отменял, а в устном порядке подтверждены её расходы даже с некоторым увеличением, есть «затор» по механизмам реализации: не утвержден список организаций инфраструктуры, реализующих программу. На дворе декабрь, и мы не знаем, как будет реализовываться программа. Вопрос сегодня стоит не в том, какие поправки сделать в систему финансирования, а в том, выживет ли вообще система поддержки», - заявил А.Иоффе. По его словам, порядок мероприятий в результате согласований был утверждён Контрольным комитетом города Москвы (Москонтролем) и государственно-правовым управлением мэрии Москвы. «Вся программа повисла в воздухе. У Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы нет формальных оснований финансировать организации инфраструктуры. Наверно, программа должна изменяться – пропорции финансирования. Наверно, есть способы сделать организации инфраструктуры другими. Это можно и нужно обсуждать. Система грантов и субсидий малым и средним предприятиям не совсем справедлива и правильна. Но это другой разговор. Сегодня нет возможностей финансироваться никак. Прошу поддержки в продвижении этого вопроса в высшие властные структуры столицы», - заключил А.Иоффе. ИА "Альянс Медиа" |