17.07.2008  Н.Новгород: в ТПП обсудили вопросы нарушения антимонопольного законодательства

   В ТПП Нижегородской области прошел круглый стол «Риски предприятий и должностных лиц, связанные с нарушением антимонопольного законодательства»
   16 июля 2008 года в ТПП Нижегородской области прошел круглый стол «Риски предприятий и должностных лиц, связанные с нарушением антимонопольного законодательства».
   В работе круглого стола приняли участие заместитель руководителя Нижегородского Управления ФАС Сергей Смирнов, председатель общественного комитета по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО Геннадий Гудков, начальник отдела контроля естественных монополий Нижегородского Управления ФАС Анна Ясечко, представители органов государственного и муниципального управления, главы районов, предприятия Нижегородской области, работающие на развивающихся товарных рынках.
   Открывая круглый стол, Геннадий Гудков подчеркнул, что план работы комитета по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО реализуется совместно с Управлением ФАС по Нижегородской области. По его словам, основная цель таких мероприятий – это предупредить хозяйствующие субъекты об ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, для того чтобы избежать процедурных разборов дел и тем самым сократить объем работ, который вынужден проводить регулятор – территориальное Управление ФАС.
   Председатель комитета по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО рассказал об изменениях в федеральном законодательстве, регулирующем деятельность хозяйствующих субъектов. Федеральный закон №135 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года, в полном объеме вступивший в силу в 2007 году, ввел систему запретов, требований, ограничений и ответственности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынках товаров, работ и услуг, в том числе и на финансовых рынках.
   Также введены запреты на ограничивающие конкуренцию акты и соглашения, в том числе органов власти и управления, на недобросовестную конкуренцию, на безконкурсный отбор поставщиков товаров, работ и услуг для нужд хозяйствующих субъектов, финансируемых из бюджетов разных уровней, на безконкурсный отбор поставщиков и финансовых операторов субъектами естественных монополий, установлены требования к порядку предоставления государственной (муниципальной) помощи предприятиям, к выбору финансовых организаций, к контролю за экономической концентрацией и групповым доминированиям. ФЗ №94 сформулировал требования, обеспечивающие размещение заказов для государственных муниципальных нужд и нужд естественных монополий в условиях конкуренции. Изменения в ФЗ «О рекламе» усложнили нормы, регулирующие отношения на рынке рекламы. «Как выяснилось, не все хозяйствующие субъекты готовы работать в новых условиях измененного законодательства. Поэтому проведение круглого стола по данной проблематике, обсуждение этих вопросов – насущная необходимость», - подчеркнул Геннадий Гудков.
   Кроме того, ФЗ №45 «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях» существенно ужесточил и наказания за нарушения антимонопольного законодательства. Так, например, за злоупотребление доминирующим положением должностным лицам грозит уголовная ответственность, административный штраф от 150 до 200 МРОТ, а для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 1 до 15% от выручки на рынке товара совершения нарушения.
   Участники круглого стола также рассмотрели состав законов и подзаконных актов регулирующих и обязательных для соблюдения в деятельности хозяйствующих субъектов на рынках товаров, работ и услуг. Прежде всего, это Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, КОАП, а также специальные законы и подзаконные акты: ФЗ №135 «О защите конкуренции»; ФЗ №38 «О рекламе», ФЗ № 94 «Федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ №147 «О естественных монополиях». Кроме того, существует более 40 федеральных законов, регулирующих отношения в ряде отраслей, таких как: ФЗ №69 «О газоснабжении в РФ», ФЗ «Об электроэнергетике в РФ», ФЗ №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и др.
   Таким образом, в своей деятельности хозяйствующие субъекты должны учитывать более 80-ти постановлений Правительства РФ и более 100 актов федеральных органов управления, прямо или косвенно регулирующих отношения на рынках товаров, работ, услуг. Кроме указанных законов и подзаконных актов юристы хозяйствующих субъектов должны быть хорошо знакомы с регламентами организаций-регуляторов – ФАС, ФСТ и др. «Незнание этих регламентов ведет к погружению специалистов контролирующих органов в консультирование, разъяснение, что отвлекает их от главной цели их деятельности – правоприменения», - отметил г-н Гудков.
   Начальник отдела контроля естественных монополий Нижегородского Управления ФАС Анна Ясечко в своем выступлении сообщила, что с 9 июля 2008 года вступил в действие новый административный регламент, который предусматривает порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. «В нем четко говорится о том, что если заявление в антимонопольный орган оформлено ненадлежащим образом, например, подписано не уполномоченным лицом, в нем не содержатся ссылки на соответствующие правовые нормы, то антимонопольный орган вправе вернуть это заявление без рассмотрения. Таким образом, предприятие существенно затягивает процедуру рассмотрения дела», - отметила она.
   Анна Ясечко представила новые пункты в федеральном антимонопольном законодательстве, касающиеся запретов на злоупотребление доминирующим положением. Она подчеркнула, что само по себе доминирующее положение не является нарушением антимонопольного законодательства. ФЗ «О защите конкуренции» запрещает лишь определенные действия (бездействия), которые могут привести к ограничению конкуренции или к ущемлению интересов других лиц. При этом доминирующим положением в силу статьи 5 закона признается положение хозяйствующего субъекта, чья доля на рынке определенного товара составляет более 50% либо положение субъекта, находящегося в условиях естественной монополии. Существует и низшая граница – если доля на рынке товара менее 35% хозсубъект не может быть признан находящимся в доминирующем положении. Статья 10 ФЗ «О защите конкуренции» о запретах на злоупотребление доминирующим положением включает перечень действий, которые наиболее часто встречаются в практике антимонопольного органа. «Однако следует учитывать, что этот перечень не является исчерпывающим. Поэтому если совершаются некие действия, которые не описаны в статье 10, это не означает, что антимонопольный орган не сможет возбудить дело по данной статье», - подчеркнула г-жа Ясечко.
   Она отметила, что наиболее часто нарушения по данной статье фиксируются на рынке электрической энергии, поставок природного газа на территорию области. «Это необоснованные отказы или уклонение поставщика от заключения того или иного договора или внесения изменений в договор, нарушения порядка ценообразования. В последнее время также очень частыми стали нарушения, связанные с прекращением подачи электрической энергии», - сказала Анна Ясечко.
   По вопросу о ценообразовании перед участниками круглого стола выступил генеральный директор ЗАО «Арзамасский хлеб», председатель совета директоров ассоциации «Нижегородский хлеб» Алексей Крайнов. От имени нижегородских хлебопеков он выразил недовольство в связи с ростом цен на вневедомственную охрану, сертификацию, аттестацию оборудования, услуги санитарно-эпидемиологических служб и т.д. За последний год цены на эти услуги выросли в 3 раза и составляют до 40% себестоимости продукции. При этом нижегородские хлебопеки вынуждены существовать в условиях ценового давления со стороны госучреждений, поскольку хлеб – социально-значимый продукт. «Подобные ножницы, где, с одной стороны, наблюдается постоянный рост цен на сопутствующие услуги, а, с другой, существуют определенные ограничения цены на производимую продукцию, привели к тому, что в 2006 году убыточных хлебопекарных предприятий в Нижегородской области было 4, а в 2007 году цифра увеличилась до 7», - сказал Алексей Крайнов.
   Заместитель руководителя Нижегородского Управления ФАС Сергей Смирнов выступил с докладом «Контроль за предоставлением государственной или муниципальной помощи – одно из основных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы». По его словам, в соответствии с антимонопольным законодательством распорядиться государственными или муниципальными ресурсами можно следующими способами: в соответствии с требованиями федеральных законов; на основании вступившего в законную силу решения суда; по результатам торгов; с помощью закрепления имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; предоставление преимущества в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях и т.д.; в соответствии с бюджетом; государственная (муниципальная) помощь.
   Государственная (муниципальная) помощь представляет собой передачу федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления государственного или муниципального имущества в пользование без проведения публичных процедур (торги в форме аукциона или конкурса) и (или) предоставление льгот по арендной плате за пользование таким имуществом. Такая помощь обеспечивает хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности.
   Сергей Смирнов подчеркнул, что помощь может предоставляться только в следующих целях:
   1. обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
   2. проведение фундаментальных научных исследований;
   3. защита окружающей среды;
   4. развитие культуры и сохранение культурного наследия;
   5. производство сельскохозяйственной продукции;
   6. поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
   7. социальное обслуживание населения;
   8. социальная поддержка безработных граждан и содействия занятости населения.
   Предоставление подобного рода преференций возможно только по согласованию с антимонопольным органом, исключения составляют случаи, когда помощь предоставляется в соответствии с федеральными законами или законами субъектов федерации, а также если помощь идет из резервных фондов. Неисполнение этой нормы влечет за собой для должностного лица административный штраф в размере до 20 тысяч рублей, кроме того подается обращение в суд о признание акта передачи имущества недействительным полностью или частично.
   Сергей Смирнов отметил, что практика антимонопольного органа по данному вопросу пока небольшая. «Начиная с прошлого года мы начали активную работу по разъяснению этих положений для администраций районов Нижегородской области. Мы направляли письма во все муниципалитеты области, собирали совещания, в том числе с участием губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. Однако процесс осмысления новых норм антимонопольного законодательства проходит достаточно тяжело», - сказал он.
   Сергей Смирнов также сообщил, что за последнее время проведен ряд проверок муниципалитетов на предмет незаконного предоставления государственной помощи, и в ряде случаев выявлены нарушения. Нижегородским Управлением ФАС рассмотрены три дела в отношении органов местного самоуправления, их которых два дела были прекращены в связи с добровольным устранением нарушений. Г-н Смирнов добавил, что в территориальном ФАС будет создан специализированный отдел, который займется исключительно проблемами предоставления государственной (муниципальной) помощи.
   Участники круглого стола отметили значительный рост нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами Нижегородской области и недостаточную подготовку юридических служб предприятий региона.
   По итогам круглого стола участники будут подготовлены предложения правительству Нижегородской области о недопущении принятия актов и действий органов исполнительной власти, ограничивающих конкуренцию на рынках хлебопродуктов, а также о снижении ценового давления на предприятия хлебопечения со стороны государственных учреждений. Также принято решение о публикации на сайте ТПП НО обращений предприятий по проблемам, требующим разъяснения антимонопольного законодательства, в режиме «вопрос – ответ».
   ИА "Альянс Медиа"