24.11.2005  Информационное обеспечение предпринимательства: необходимо тесное взаимодействие

   В среду, 23 ноября, в ТПП РФ состоялось заседание Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства. Председатель комитета, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе предложил членам комитета заслушать доклады по повестке дня, и по ходу заседания обсудить все важные вопросы.
   Об опыте формирования региональных ресурсов делового сотрудничества рассказал гендиректор Национального делового партнерства «Альянс Медиа» Марк Аранович. По его словам, информационная поддержка и информационное обеспечение является одним из важнейших направлений создания единого пространства делового сотрудничества, позволяющим повысить эффективность работы предприятий, более успешно развивать экономику страны.
   Он напомнил, что Российский деловой портал «Альянс Медиа», созданный в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства г.Москвы, объединяет порядка 40 тематических специализированных интернет-ресурсов деловой информации, а суммарное годовое число пользователей приближается к 10 млн. «Более 40% всех посетителей портала - это предприниматели различных регионов России, 50% - московские предприниматели, около 10% - представители стран СНГ и дальнего зарубежья», - подчеркнул он.
   М.Аранович заметил, что если посмотреть на территориальное распределение российских пользователей портала «Альянс Медиа» по федеральным округам РФ, то аудитория распределена неравномерно. «Как внутри федеральных округов, так и между ними, существует дисбаланс предпринимательской активности в получении деловой информации в Интернете», - сказал он. Например, в Приволжском округе сосредоточено достаточно много промышленности, но по числу пользователей этот округ в два раза отстает от СЗФО. Крупные города – Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск - опережают отдельные регионы, и разница между крупными центрами и другими регионами может отличаться более чем на порядок.
   М.Аранович считает, что есть возможность преодоления этого дисбаланса, для чего необходимо создавать специальные регионально-ориентированные информационные ресурсы. По его словам, три месяца назад был создан региональный ресурс деловой информации «Бизнес в Вологодской области», а совсем недавно - «Бизнес в Нижегородской области». Основные разделы региональных ресурсов: информация об органах власти; информация о предпринимательских объединениях; базы данных делового сотрудничества (данные о предпринимателях региона, а также информация о товарах и услугах предприятий, ориентированных на потребности региона); деловые СМИ; бизнес-информация.
   М.Аранович отметил, что ресурс «Бизнес в Вологодской области» развивается очень успешно (1 тысяча обращений в день), в том числе и потому, что информационная поддержка ресурса осуществляется совместно с Вологодской торгово-промышленной палатой. Посещаемость ресурса «Бизнес Нижегородской области» также растет.
   «Мы видим большой потенциал развития подобных ресурсов, в сотрудничестве с региональными ТПП. Считаем, что это перспективное направление формирования единого пространства делового сотрудничества», - подчеркнул он.
   Вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков поинтересовался у докладчика, не рассматривается ли возможность сотрудничества с существующей с 1998 года системой публичных центров правовой информации. Эту систему, по его словам, можно дополнить общественно-политической информацией об органах государственной власти.
   М.Аранович ответил, что такое сотрудничество может быть полезным, потому что НДП «Альянс Медиа» предоставляет предпринимателям бесплатную информацию, и ресурсных возможностей значительно больше.
   По мнению А.Иоффе, сегодня много говорится о едином информационном пространстве, но директивно «сверху» его построить невозможно. «Это возможно сделать только при создании различных альянсов, горизонтальных связей между различными информационными ресурсами», - считает он. По словам председателя комитета, через какое-то время можно будет проанализировать, как развиваются указанные информресурсы по двум регионам для того, чтобы еще раз обсудить эту тему на правлении или президиуме ТПП РФ.
   О развитии инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства на базе «Сети обмена деловой информации системы ТПП РФ (СОДИ)» рассказал директор центра деловой информации и консультаций ТПП РФ Александр Куцобин. По его словам, развитие и внедрение СОДИ осуществляется в рамках реализации Целевой программы ТПП России «Развитие инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства на базе «Сети обмена деловой информацией (СОДИ) системы ТПП России». Программа предусматривает расширение спектра и наращивание объема услуг, предоставляемых системой ТПП РФ отечественным и зарубежным предприятиям, в том числе на платной основе. А.Куцобин сообщил, что Центр деловой информации и консультаций недавно открыл новый информационно-аналитический ресурс «Виртуальные выставки ТПП России». В проекте предусмотрено размещение расширенной визуальной и текстовой информации на виртуальных выставочных стендах, что будет способствовать продвижению российских компаний, а также их товаров и услуг на новые рынки.
   Президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий прокомментировал выступление А. Куцобина на предмет возможного сотрудничества среди созданных информационных систем. По его мнению, система СОДИ с точки зрения получения эксклюзивной информации о ТПП РФ, её территориальных палатах, организациях и предприятиях представляет большой интерес для пользователей и потенциальных участников этой системы. И.Городничий считает, что совместно с ТПП РФ должен быть проработан механизм взаимодействия в сфере обмена деловой информацией. Примеры подобного взаимодействия уже есть: ежемесячный обзор правовой информации, который готовит ТПП РФ по действующему законодательству и законопроектам, уже размещается на портале «Альянс Медиа»». Кроме того, считает президент МЦРП, было бы полезным на ближайшем заседании редакционно-издательского совета ТПП РФ рассмотреть вопрос создания интегрированной системы региональных новостей.
   «Интеграция с системой ТПП РФ в целом нужна на более высоком и глубоком уровне», - подчеркнул он.
   А.Иоффе также поддержал идею более тесного сотрудничества существующих информационных систем. «Чем больше палата будет пропагандировать различные информационные ресурсы, тем это будет полезнее как для самих ресурсов, если они полезны для предпринимателей, так и для посещаемости ресурсов ТПП РФ», - заявил он.
   По вопросу организации взаимодействия деловых СМИ по информационной поддержке малого бизнеса были заслушаны три доклада. В частности, о негативных тенденциях в освещении проблем малого предпринимательства в СМИ рассказала начальник информационно-аналитического отдела ТПП гг.Пушкина и Павловска Ирина Архипова. По её словам, негативные тенденции проявляются в трех моментах: проблемы с созданием своих СМИ из-за отсутствия средств у малого бизнеса; местные власти, используя различные рычаги, контролируют их содержание; сложности в процессе распространения (нерентабельность отрасли, вымывание независимых распространителей).
   Для освещения проблем МП в местных СМИ необходимы дополнительные дотации и конкурсные гранты в рамках госпрограмм поддержки малого бизнеса при обязательном общественном контроле ТПП и предпринимательских объединений, - заметила она. По мнению И.Архиповой, также необходимы дополнительные законодательные шаги по защите средств массовой информации и ужесточению ответственности должностных лиц, препятствующих их работе.
   С докладом «О взаимодействии со СМИ по созданию имиджа малого предприятия» выступила директор Центра развития предпринимательства САО г.Москвы Нина Глушко. Она сообщила, что информация о деятельности малых предприятий округа размещается в окружных и районных газетах, на кабельном телевидении, на сайтах окружных интернет-ресурсов, в московских средствах массовой информации (газетах «Деловая Москва», «Бизнес для всех», «Московская среда», портале «Альянс Медиа»). Информационно-аналитическим центром совместно с call-центром проведено анкетирование всех предприятий, информация о которых была размещена в СМИ в течение 2005 г. На основании анализа результатов можно сделать вывод, что СМИ активно помогают им в продвижении товаров и услуг, а также в создании положительного имиджа.
   Об организации информационного обмена между СМИ, исполнительной властью и центрами развития предпринимательства на муниципальном уровне рассказала руководитель организационно-маркетинговой службы Центра развития предпринимательства ЗелАО М.Лурье. Она сообщила, что в округе ведется активная работа по информационной поддержке предпринимателей: налажен ежемесячный выпуск информационного бюллетеня, поддержкивается сайт «Малый бизнес Зеленоградского округа», при поддержке префектуры и Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы с 2005 года выпускается журнал «Зеленоградский предприниматель».
   Президент Международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова спросила выступивших докладчиц, почему, на их взгляд, результаты опросов, проведенных социологической службой «Кассандра», показывают, что неудовлетворены освещением проблем малого бизнеса в СМИ 79% опрошенных? Среди наиболее частых комментариев по этому вопросу – «надо создавать положительный имидж предпринимателя», заметила она.
   По мнению директора ЦРП САО г.Москвы, нескольких десятков публикаций о предпринимателях округа недостаточно, поскольку в САО, например, зарегистрировано 20 тысяч малых предприятий.
   М.Лурье ответила, что пресса в округе делает только первые шаги, но уже сейчас видны подвижки в сторону положительного отношения населения к предпринимателям. В СМИ рассказывается о положительной роли предпринимательства в решении проблем округа, поэтому можно надеяться, что общественное мнение удастся переломить.
   Подводя итоги заседания, А.Иоффе заметил, что тема взаимодействия органов власти и СМИ, которая обсуждалась на заседании, чрезвычайно важна. По его словам, когда все идет в русле хозяйственной деятельности, - продвижении общих задач и интересов, которые стоят перед бизнесом и перед властью, реализации общих проектов, направленных на развитие территории или продвижение социально-ориентированных проектов, - то все хорошо и складно. Но когда начинают высвечиваться серьезные проблемы предпринимательства – претензии бизнеса к власти, несогласие бизнеса с теми или иными решениями, которая власть реализует на своей территории, то здесь возникает острый конфликт, который доходит до звонких политических обвинений, подчеркнул он. По словам А.Иоффе, сообщение И.Архиповой о случаях серьезного противостояния предпринимательской общественности и местных властей свидетельствует о том, что члены ТПП РФ заняли активную позицию по отстаиванию интересов предпринимательства, и это заслуживает всяческой поддержки.
   «Мы должны призвать и другие общественные объединения в других муниципальных органах вести такую же принципиальную работу по выявлению недостатков на уровне местных и региональных властей», - подчеркнул он. А.Иоффе добавил, что в ближайшее время будет предложен план действий Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства ТПП РФ по взаимодействию СМИ - как сугубо специализированных изданий для бизнеса, так и СМИ общедоступного пользования.
   ИА "Альянс Медиа"