09.10.2007 Для освоения шельфов нужны специальные налоговые режимы Единодушную поддержку развитию нефтегазовых ресурсов шельфа РФ выразили участники состоявшегося 8 октября в ТПП РФ совместного заседания Комитета РСПП по энергетической политике и Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии. Заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике Александр Василенко отметил, что в связи с перспективами добычи углеводородов в Арктике возникает необходимость значительного обновления законодательной базы для сохранения Россией ведущих позиций в отрасли. Углеводородные ресурсы арктических и дальневосточных морей оцениваются в 1 млрд тонн, однако все без исключения «морские» добывающие проекты требуют на порядок больших, чем на суше, материальных вложений. Для поднятия отрасли на должный уровень необходимы комплексные меры: создание портов и морских баз, сетей материально-технического снабжения на побережье. «Работать в этом направлении надо начинать сегодня, потому что результаты работы дадут о себе знать не сразу», - cчитает А.Василенко. Заместитель председателя Комитета Государственной думы по природным ресурсам и природопользованию Валерий Прозоровский напомнил, что Госдума делает всё возможное для совершенствования нефтегазовых разработок на шельфе РФ. В частности, отметил он, недавно внесены изменения в закон о континентальном шельфе: унифицированы термины водно-минеральных ресурсов, уточнены компетенции органов исполнительной власти, усилена ответственность должностных лиц за воспрепятствование освоению ресурсной базы в Административном кодексе, планируется увеличить сроки предоставления недропользователям участков шельфа для освоения с 5 до 10 лет. Одной из основных проблем В.Прозоровский считает непригодность для ускоренного освоения шельфа налоговых режимов. В частности, режим раздела продукции нельзя назвать рабочим, и единственным, но далеко не лучшим выходом, по его мнению, является предоставление предприятиям морской добычи налоговых каникул. Однако здесь у депутатов единого мнения пока не сложилось. Им предстоит законодательно оформить статус участков российских недр на Черном, Азовском и Балтийском морях, которые до сих пор не относятся к шельфу, хотя ничем от него не отличаются. Начальник Отдела лицензирования и правового обеспечения недропользования Департамента по недропользованию на континентальном шельфе и мировом океане Федерального агентства по недропользованию Александр Симонов подчеркнул, что лицензирование в отрасли значительно притормозилось. По состоянию на 1 октября 2007 года агентством выдано 80 лицензий, из которых 23 – на участки в Охотском море, 15 – в Каспийском, 12 – в Баренцевом, и по 2-3-4 лицензии - во всех остальных морях. Лишь 6 из них выданы на захоронение промышленных отходов и строительство подземных сооружений, не связанных с добычей, основная часть – разведка и добыча. Срок 54-х лицензий скоро заканчивается, однако, согласно приказа Министерства природных ресурсов N62, при подаче более одной заявки на один участок шельфа агентство Роснедра обязано провести аукцион на право получения лицензии на разведку и добычу на данном участке сроком на 25 лет. На 21 участок в Восточной Арктике поступило 70 заявок. В этой ситуации от выбора единственного пользователя могло бы помочь совместное недропользование, согласно статье 7 Федерального закона «О недрах». Первый заместитель директора департамента ОАО «НК «Роснефть» Михаил Толкачёв считает, что назрела серьёзная корректировка юридической стратегии в отношении «морских» недропользователей. Например, в законе «О недрах» отсутствует совмещённая (сквозная) лицензия в отношении нефтегазовых предприятий, ограничения лицензий по глубине добычи искусственно ограничивают недропользователей, нуждается в доработке и закон о магистральном трубопроводном транспорте, в который требуется включить условия подключения к магистралям частных трубопроводов, построенных на деньги инвесторов. Нуждаются в совершенствовании и взаимно дополняющие друг друга законы о континентальном шельфе и территориальных водах РФ, а также закон о морских портах. Предстоит, считает М.Толкачёв, согласовать границы росийской зоны шельфа с Украиной в Азовском море и с Грузией в Чёрном, дифференцировать налоговые режимы для добывающих компаний на суше и на море, совершенствовать соглашения о разделе продукции с учётом интересов недропользователей. Немаловажна и выработка норм промышленной и технологической безопасности при работе на объектах морской добычи нефти и газа. «Сегодня у нас нет даже средств пожаротушения и защиты персонала, занятого на таких объектах», - констатировал М.Толкачёв. Советник генерального директора ОАО «Зарубежнефть» Вячеслав Урманчеев напомнил, что нефтегазовый комплекс обеспечивает 40% налоговых поступлений в федеральный бюджет и 45% валютных поступлений. К 2012 году планируется, что добыча нефти и газа в стране вырастет до 912 млн тонн, однако ресурсы основательно истощены. Средний объем открываемого сейчас месторождения в пять раз меньше того же показателя в 1975 году, ухудшается структура запасов. В течение последних 10 лет прироста запасов фактически нет. В этих условиях пессимистический прогноз на будущее указывает на сокращение добычи в 2010 году до 430 млн тонн, а в 2015 году - до 320 млн тонн. В то же время в мировых акваториях сегодня добывается около 1 млрд тонн нефти и газа, что составляет 35% добычи, и Россия здесь резко отстаёт от развитых стран. «У нас еще не завершена региональная стадия разведочных работ», - заявил В.Урманчеев. В государственном реестре учтено 43 месторождения на шельфе, совокупный объем нефти и газа которых составляет 136 млрд тонн, и почти все они открыты до 1993 года. «Геофизическая изученность российского шельфа крайне низка, степень разведанного - мала. Разведовательные суда частично распроданы, частично находятся на службе по контракту у иностранных государств, многие морально устарели», - заметил В.Урманчеев. По его мнению, требуется незамедлительно создать государственную морскую геологоразведочную корпорацию Росморнефтегаз, которая обеспечит строительство геологоразведочных судов и установок для бурения шельфа, а также рабочие места для специалистов и, значит, доходы федерального бюджета от всего комплекса проводимых работ. Заместитель начальнкиа Главного управления по геологии и разработке ОАО «ЛУКОЙЛ» Александр Семянов, ознакомив собравшихся с деятельностью «ЛУКОЙЛ» на шельфе Балтики, Каспия и Азовского моря, предложил: 1. Законодательно приравнять добычу на шельфе к остальным видам деятельности по добыче полезных ископаемых. 2. Ужесточить требования к недропользователям, отдавая предпочтение на аукционах и конкурсах имеющим опыт и обеспечивающих воспроизводство минерально-сырьевой базы. 3. Разрешить совместное пользование участками шельфа. 4. Создать в отрасли шельфодобычи консорциумы и совместные предприятия. 5. Увеличить сроки пользования участками как минимум до 10 лет. 6. Разрешить изменять границы лицензируемых участков. 7. Упростить и облегчить налоговые режимы компаниям, занятым добычей на шельфе. 8. Разрешить открывшей месторождение компании пользоваться открытым месторождением вне конкурса и аукциона. 9. Учитывать при организации аукционов и конкурсов инициативные заявки недропользователей. Участники совместного заседания выработали проект общей резолюции и направили ее в органы законодательной и исполнительной власти. ИА "Альянс Медиа" |