22.09.2005  Крупные банки хотят покорить малый бизнес

   В среду, 21 сентября, в рамках конференции «Кредитные ресурсы для малого и среднего бизнеса», которая состоялась в Президент-отеле, прошло заседание на тему «Кредитование малого и среднего бизнеса – варианты решений». В ходе этого заседания представители рядя крупнейших российских банков, как частных, так и государственных, а также российских микрофинансовых организаций представили свои программы кредитования малого бизнеса.
   Открыл заседание заместитель председателя правления ООО КБ «Нефтяной» Андрей Чураков, который сообщил, что банком разработано несколько кредитных продуктов для малого бизнеса, которые являются типовыми. Причем, как подчеркнул он, так как малый бизнес интересует прежде всего не ставка по кредиту и не его объем, а оперативность выдачи, на этом банк и сконцентрировался. Как отметил А.Чураков, при кредитовании малых предприятий, как правило, возникают две проблемы. Одна из них связана со сложностями в предоставлении отчетности, которая у малых предприятий не всегда легальна, также в ней встречаются ошибки. Вторая проблема связана с недостаточным залоговым обеспечением под кредит. Однако несмотря на все эти проблемы малый бизнес сейчас становится одним из приоритетных сегментов кредитования для банков, подчеркнул А.Чураков.
   Программу кредитования малого бизнеса представила советник члена правления ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги» Надежда Карисалова. Она сообщила, что «Внешторгбанк Розничные услуги» - подразделение «Внешторгбанка», которое занимается исключительно обслуживанием физлиц и малого бизнеса. Работает это подразделение под брендом «Внешторгбанк 24». По словам Н.Карисаловой, сегодня малый бизнес занимает все более значительное место в экономике России, следовательно, банки создают специальные программы для его кредитования. «Внешторгбанк 24» также создал такую программу, основные принципы реализации которой – стандартизация и упрощение кредитных технологий и активное взаимодействие с государственной инфраструктурой поддержки малого бизнеса.
   Как сообщила Н.Карисалова, целевой группой реализации программы банка по кредитованию малого бизнеса являются предприятия, годовой оборот которых не превышает 3 млн долларов (при вторичном кредитовании – 5 млн долларов), а потребность в финансировании не выше 1 млн долларов. Требования, предъявляемые банком к предприятию, которое хочет получить кредит по этой программе, следующие: наличие действующего доходного бизнеса, работающего не менее 6 месяцев, и залога. Продуктовый ряд, которые представляет банк своим клиентам, - это микрокредит (на сумму до 1 млн рублей сроком до 2 лет) и кредит на развитие бизнеса (на сумму до 1 млн долларов сроком до 3 лет). Процентная ставка по кредиту зависит от региона, в котором располагается предприятие, а также от самого этого предприятия (срок, на которые нужен кредит, залоговое обеспечение, доходность бизнеса, управленческая отчетность), и колеблется между 14% и 24%.
   По словам Н.Карисаловой, основные преимущества программы «Внешторгбанка Розничные услуги» по кредитованию малого бизнеса заключаются в сокращении временных затрат на получение кредита, гибком подходе к обеспечению залога (например, залогом может служить оборудование, покупаемое на средства, выданные банком), отсутствии дополнительных расходов, связанных с получением кредита, а также длительном сроке кредитования.
   Как сообщила Н.Карисалова, активно «Внешторгбанк 24» кредитует малый бизнес 1 год, сейчас в 6 регионах пилотно реализуется программа банка по кредитованию малого предпринимательства, к концу 2006 года банк хочет добиться того, чтобы в РФ действовало 50 точек продаж этого продукта, а к 2007 году все филиалы «Внешторгбанка 24» будут работать в рамках этой программы. При этом, отметила она, в программу постоянно вносятся изменения, в частности, рассматривается возможность увеличения сроков кредитования.
   Кроме того, Н.Карисалова сообщила, что в своей работе с малыми предприятиями «Внешторгбанк 24» активно взаимодействует с государственной инфраструктурой поддержки малого бизнеса. В частности, при содействии ТПП РФ банк проводит различные конференции, выставки и ярмарки; благодаря взаимодействию с региональными администрациями банк может использовать механизм субсидирования процентной ставки и механизм гарантий; также банк планирует финансировать фонды поддержки предпринимательства и кредитные союзы. Кроме того, «Внешторгбанк 24» взаимодействует и с Российским микрофинансовым центром.
   Программу кредитования малого бизнеса «Росбанка» представил начальник отдела маркетинга услуг департамента по работе с малым бизнесом банка Игорь Корольченко. Он отметил, что в его банке, как и в банках коллег, произошло изменение приоритетных направлений деятельности и их смещение в сторону кредитования населения и малого бизнеса. И.Корольченко сообщил, что, по его данным, более 30% малых и средних предприятий РФ решают свои финансовые проблемы, прибегая к банковским кредитам, потенциал этого рынка составляет 25 млрд долларов, потребность в кредитовании удовлетворена на 15-20%, в микрокредитах - на 4-6%. К основным сложностям работы банков с малыми предприятиями И.Корольченко отнес низкую легальность бизнеса таких предприятий, отсутствие необходимого залогового обеспечения и положительной кредитной истории.
   Рассказывая о программе кредитования малого бизнеса «Росбанка», И.Корольченко сообщил, что в банке было создано подразделение – департамент по работе с малым бизнесом, подготовлен персонал, специализирующийся именно на работе с малыми предприятиями, развивается инфрастуктура банка в регионах. Пилотный проект кредитования малого бизнеса был запущен «Росбанком» 20 июля текущего года, реальное кредитование началось с августа. В планах банка в 2005 году выдать кредитов по этой программе на сумму в 1 млрд долларов, около 50% этой суммы придется на Москву и Московскую область.
   По словам И.Корольченко, кредит по программе кредитования малого бизнеса «Росбанка» выдается юрлицам и индивидуальным предпринимателям, занятым в торговле, производстве товаров и оказании услуг; их годовой оборот должен не превышать 6 млн долларов, а опыт работы в бизнесе должен составлять не менее 6 месяцев. Цели кредитования: на развитие деятельности, предусмотренной учредительными документами; на пополнение оборотных средств; приобретение основных средств; инвестиции. Как сообщил И.Корольченко, в рамках реализации программы кредитования малого бизнеса банк разработал три тарифа. По первому кредит выдается на сумму 5-50 тыс. на срок до двух лет, максимальная отсрочка погашения основного долга – 3 месяца, процентная ставка 17-19% годовых, срок рассмотрения заявки – 3-5 дней. В залог по первому тарифу банк принимает личное имущество, товарные запасы, недвижимость, возможно смешанное обеспечение. По второму тарифу выдается кредит на сумму в 50-150 тыс. долларов на срок до трех лет, максимальная отсрочка – 6 месяцев, процентная ставка - 14-16,5% годовых по валютным кредитам, 16-18,5% - по рублевым, срок рассмотрения заявки – 5-10 дней. Третий тариф предполагает выдачу кредита на сумму в 150-300 тыс. долларов на срок до трех лет под 13-15,5% годовых по валютным кредитам и 15-17,5% - по рублевым; срок рассмотрения заявки – до 15 дней.
   И.Корольченко сообщил, что в России сейчас действует около 80 точек продаж этих кредитных продуктов «Росбанка», причем 35 из них находятся в Москве и Московской области, но действуют они практически во всех регионах РФ, включая Дальний Восток и Юг России. «Росбанк» при реализации программы кредитования малого бизнеса сотрудничает с микрофинансовыми организациями, участвует в государственной и региональных программах поддержки и развития малого бизнеса.
   О деятельности микрофинансовых организаций в России рассказал директор Российского микрофинансового центра (РМЦ) Михаил Мамута. Он сообщил, что постепенно, и даже в развитых странах, микрофинансирование превращается из инструмента решения чисто социальных проблем в инструмент экономического развития. Однако в развитых странах, в отличие от России, микрофинансовые институты ориентируются в основном на стартующий бизнес. Круг клиентов российских микрофинансовых организаций, по словам М.Мамуты, - это действующий бизнес. При этом потенциальными клиентами являются безработные люди, социально незащищенные слои населения. Однако, уверен он, пока не удовлетворен спрос в финансовых ресурсах в первой группе, то есть у действующего бизнеса, поддерживать вторую группу не совсем разумно, так как в результате этого они только перейдут в первую, но дальше все равно развиваться не смогут.
   По словам М.Мамуты, на сегодняшний день в структуре российского микрофинансового рынка преобладают кредитные кооперативы (около 50%), также на этом рынке действуют фонды поддержки предпринимательства (примерно 30%) и прочие организации, в том числе частные фонды (около 20%). М.Мамута подчеркнул, что микрофинансовые организации зачастую действуют там, где вообще нет банковских предложений по кредитованию предпринимательства. При этом более чем в 20 регионах РФ нет ни одной организации, реализующей микрофинансовые программы. Для решения этой проблемы, по словам М.Мамуты, бы создан Межведомственный совет по проведению года микрофинансирования, возглавляемый заместителем министра экономического развития и торговли РФ Андреем Шароновым. Цели деятельности этого совета – развитие соответствующего законодательства, реализация специальных программ поддержки микрофинансирования в стране.
   Говоря о среднесрочном прогнозе развития микрофинансирования в РФ, М.Мамута сообщил, что предполагается быстрый рост числа кредитных кооперативов, увеличение количества банков, реализующих микрофинансовые программы, специализация фондов поддержки малого предпринимательства на оказании услуг микрофинансирования, развитие общей инфраструктуры рынка.
   ИА "Альянс Медиа"