31.07.2009 Для борьбы с административными барьерами придумали новые 5 принципов Когда говорят, что и для преодоления экономического кризиса, и для модернизации национальной экономики нужно улучшать институциональную среду для малого и среднего бизнеса, обычно имеют в виду снижение административных барьеров путем «оттеснения» бюрократии. Однако, как показывает российский опыт, чем энергичнее воздействие на административные барьеры, тем сильнее они растут, считает доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан. Как снижать административные барьеры и не бояться, что вырастут новые? «Над этим вопросом мы с коллегами бились больше года и, надеемся, нашли определенные новые подходы», - говорит А.Аузан. По его мнению, необходимо изменить саму цель воздействия государства на институциональную среду. Этой целью должно стать не снижение барьеров, а повышение эффективности малого и среднего бизнеса. В таком варианте деятельность чиновников рассматривается не как потенциальное препятствие работе бизнеса, а как оказание необходимых услуг и реализация функций, направленных на поддержание конкуренции и эффективности бизнеса. Этот новый подход опирается он на пять основных принципов. Например, государство решило помогать малому бизнесу и выделяет для него квоту по государственным тендерам с упрощенной процедурой. Понятно, что произойдет на практике: все контракты достанутся фирмочкам, которые близки к чиновникам, а настоящий малый бизнес ничего не получит. Для расшивки таких коллизий А.Аузан предлагает «принцип включенного третьего»: чтобы дело не кончилось распределительным сговором, необходимо создавать механизмы прозрачности и системы общественного контроля. Другая ситуация. Сейчас очень популярно предложение просто «выгнать» контрольные органы: ввести мораторий на проверки, втрое сократить количество нормативных актов. Но что из этого получится? Если убрать правила на рынке, в конкуренции сразу же начнет выигрывать не лучший, а худший. Это мы наблюдали воочию в начале 90-х. Поэтому нужен другой принцип: государство оказывает бизнесу важные услуги, его функция – поддержание правил. Не будет правил – не будет честной конкуренции, не будет результата для страны. Есть и еще одна иллюзия: если все препятствия убрать, то дальше начнут работать интересы бизнеса и «все само сложится». Но это не так. Если пустить дело на самотек, то саморегулируемые организации будут создавать те, кто боится вылететь с рынка и пытается понизить уровень требований. Нужны схемы, и очень непростые, чтобы бизнесу было выгодно объединяться. А как же быть с бюрократией? Наивно думать, что стоит запретить взятки, и чиновники станут работать за зарплату. Поэтому предлагается принцип компенсационных сделок. Имеется в виду, что бюрократические группы должны отойти от определенных ключевых направлений, где они блокируют развитие, и перейти на оказание услуг. Но для этого нужны сбалансированные решения. Это может быть предоставление группам управленцев, которые потеряют контроль над ресурсами, возможностей перестроиться, например разделить властные и бизнес-функции и увести накопленные ресурсы в бизнес – чтобы очистить власть от коммерческих мотивов. Наконец, последний, пятый принцип – принцип внедрения. Тут мы имеем дело с иллюзией, особенно распространенной среди юристов, которые полагают: для осуществления изменений достаточно принять закон. Но на самом деле принятие закона – это только начало работы, а не конец. Закон не будет работать не только в России или, скажем, в Казахстане, где любят неформальные правила, но и в любой стране, если не сопровождать его специальными действиями, показывая, как он работает, распространяя практики, убеждая, что люди должны поменять поведение определенным образом. Эти пять принципов – не просто теория. В Казахстане с 2008 года реализуется комплексный исследовательский проект «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция». В партнерстве с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» и Торгово-промышленной палатой Республики Казахстан работы ведет Институт национального проекта «Общественный договор» при участии экспертов Бюро экономического анализа и экономистов группы «СИГМА». Цель проекта – совершенствование институциональной среды для развития малого и среднего бизнеса. На основе изложенных пяти принципов для Казахстана разработаны 12 инструментальных направлений, включающих 102 практические меры, 16 концепций проектов нормативных актов, план-график их внедрения и многое другое. А чтобы все это не «зависало», в стране даже придумали позицию уполномоченного по делам малого и среднего бизнеса. Авторы проекта надеются, что первых демонстрационных эффектов удастся добиться уже в текущем году. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |