25.11.2005 Корпоративное управление неподвластно государству С июля 2004 года по октябрь 2005 г. в России возникло не менее 60 крупных публичных корпоративных конфликтов с общей стоимость вовлеченных в них активов более $ 4 млрд. Об этом сообщил замминистра МЭРТ Андрей Шаронов, выступая на пленарном заседании IV Национального конгресса корпоративных директоров, состоявшегося сегодня в ТПП РФ. В ходе выступления замминистра представил основные положения концепции развития корпоративного законодательства, направленной на регулирование корпоративных конфликтов и совершенствование организационно-правовых форм юрлиц. Замминистра отметил, что корпоративное управление является одним из важнейших элементов, влияющих на предпринимательский климат в стране. По его словам, необходимость привлечения инвестиций в качестве условия экономического роста стало уже притчей во языцех. «Мы пытаемся препарировать природу инвестиционного климата - какие факторы привлекают инвесторов, а какие отпугивают, - пояснил он. - Среди этих факторов качество корпоративного управления занимает весьма серьезное место». В качестве главной особенности, характеризующей особую важность корпоративного управления в формировании инвестиционного климата по сравнению с такими аспектами как макроэкономическая стабильность, законодательство или уровень преступности, А. Шаронов обозначил его «полную неподвластность государству», отметив, что государство лишь частично влияет на это явление. «Корпоративное управление складывается как результат развития компаний, совокупности обычаев делового оборота, уровня этики в бизнес-отношениях», - уточнил он. Говоря о государстве как об участнике корпоративных отношений, например, в советах директоров различных акционерных обществ, А. Шаронов заявил, что анализ практики показал - государство не является эталоном качества корпоративного управления с точки зрения направлений деятельности своих представителей в советах директоров компаний. Ситуация в этом плане, по его словам, "далеко не блестящая". В отношении привлечения независимых директоров для представления интересов государства в акционерных обществах замминистра отметил, что такой опыт появился в прошлом году. МЭРТ выступал одним из инициаторов этого процесса. Но результаты скромнее ожиданий. «Сопоставление конечного списка и списка кандидатов оказались отличными, - сказал А. Шаронов. - В объяснение могу сказать, что количество кандидатов в конечном списке сократилось в силу того, что возникли опасения в их аффилированности». Анализ пожеланий членов советов директоров или представителей общественных институтов, в какое акционерное общество он хочет быть избран, показал «через один шаг» их серьезную профессиональную вовлеченность и личные бизнес-интересы. А. Шаронов отметил, что класс независимых директоров, которые только что вышли из конкретных бизнесов и хотят реализовать себя в этих бизнесах, только формируется. «Это и послужило одной из причин того, что ряд кандидатур не был включен в советы директоров», - пояснил он. В настоящее время МЭРТ собирается разработать стратегию, как снижать подобные риски, которые вызывают излишнее недоверие, в том числе и «к вполне профессиональным, компетентным, добросовестным людям». Говоря об основных направлениях совершенствования корпоративного законодательства, А. Шаронов сообщил, что МЭРТ подготовило концепцию развития корпоративного законодательства. Обсуждение концепции начато в рамках Общественного совета по корпоративному управлению при министерстве. Замминистра выразил надежду, что концепция направлена на выведение корпоративного управления в РФ на новый качественный уровень, упрощение открытия нового бизнеса и улучшение защиты прав собственности. Кроме того, она позволит повысить привлекательность российских компаний для внутренних и внешних инвесторов, снизить количество и остроту корпоративных конфликтов, а также сделает механизмы урегулирования этих конфликтов цивилизованными и прозрачными. Также данная концепция должна обеспечить повышение эффективности госрегулирования данной сферы, а также необходимую гибкость для совершенствования законодательства. Что касается основных положений, которые содержит данная концепция, то, по словам А. Шаронова, один из разделов посвящен регулированию корпоративных конфликтов и противодействию недружественным корпоративным поглощениям и захватам. По его словам, правоприменительная практика характеризуется заметным всплеском корпоративных конфликтов, в основе которых лежит перераспределение собственности. По оценкам независимых экспертов, с июля 2004 года по октябрь 2005 г. в России возникло не менее 60 крупных публичных корпоративных конфликтов с общей стоимость вовлеченных в них активов более $4 млрд. «Возможность недобросовестного передела собственности является препятствием для нормального осуществления предприятиями хозяйственной деятельности», - подчеркнул замминистра. А. Шаронов акцентировал внимание на том, что несовершенство законодательства, в том числе и процессуального, позволяет недобросовестным участникам рынка законными средствами осуществлять корпоративные захваты. Кроме того, среди катализаторов таких конфликтов он выделил неэффективность судебного контроля, отсутствие четких критериев оспоримости корпоративных решений и сделок, неразработанность механизмов ответственности менеджеров и контролирующих акционеров, а также недостаточную правовую регламентацию требований к учетной системе ценных бумаг и процедуре регистрации юридических лиц. По словам замминистра, в целях создания эффективного механизма урегулирования корпоративных конфликтов и противодействия захватам, в том числе обеспечения непротиворечивости судебных актов при рассмотрении корпоративных споров и повышения уровня реальной доступности правосудия, предлагается совершенствовать процессуальное законодательство, а также материально-правовое регулирование вопросов, связанных с разрешением корпоративных споров. В качестве необходимых мер А. Шаронов выделил несколько положений. Первое - введение понятия корпоративных споров и отнесения их к подведомственности арбитражных судов. Второе - установление общего принципа рассмотрения корпоративных споров арбитражным судом по месту нахождения юрлица. Третье - соединение в одно производство тесно связанных между собой требований, вытекающих из одного корпоративного спора. Четвертое - формирование критериев соразмерности обеспечительных мер. Пятое - раскрытие информации о судебном разбирательстве и наиболее важных его этапах для заинтересованных лиц по корпоративному спору. В продолжение темы замминистра отметил, что значительная часть корпоративных захватов происходит через процедуру созыва внеочердного собрания акционеров и формирования параллельных органов управления. По его словам, решением данной проблемы является введение в законодательство института предварительного судебного контроля внеочередного общего собрания акционеров, проводимого миноритариями. Следующий раздел концепции посвящен реорганизации юридических лиц. По оценке А. Шаронова, к наиболее важным проблемам относится возможность оспаривания реорганизации и отсутствие возможностей для смешанной реорганизации, в результате которой возникают инертные организационно-правовые формы. «Велики временные и финансовые затраты на процедуры, а также риски акционеров и кредиторов при реорганизации», - пояснил он, сообщив, что в рамках совершенствования законодательства необходимо принятие единого федерального закона, посвященного вопросам реорганизации юрлиц. По словам замминистра, концепция закона о реорганизации юрлиц согласована и включена в план законопроектной деятельности правительства на 2006 г. Что касается совершенствования организационно-правовых форм юрлиц, то А. Шаронов сообщил, что наиболее распространена такая форма юрлица, как ОАО. По его оценке, эта форма, хотя и показала свою гибкость и эффективность, имеет ряд серьезных пороков, которые порождают проблемы для участников акционерных обществ, государства и третьих лиц, прежде всего, кредиторов. В связи с этим замминистра отметил, что проект ФЗ, направленный на регулирование ОАО, разработанный МЭРтом, принят Госдумой в первом чтении. Законопроект предусматривает отмену обязательного выкупа, а также исключение дублирующих документов, к которым относятся учредительный договор и устав, которые утверждаются и пересматриваются по разным процедурам – консенсусом и большинством голосов, что порождает проблемы. Законопроект предполагает, что останется один документ – устав. По словам А. Шаронова, многие компании имеют статус ОАО, но по сути таковыми не являются. Например, по количеству акционеров и источникам финансирования. Дело в том, что они возникли в период массовой приватизации и были вынуждены прибегнуть к такой организационной форме, которая была навязана регулятивными нормами. «Наблюдается несоответствие правой формы экономическим интересам, - уточнил он. - Эти компании не публичные по своей природе, но вынуждены соответствовать требованиям, предъявляемым публичным компаниям». А. Шаронов также отметил, что организационная форма ЗАО фактически дублирует ООО. «То есть мы сужаем поляну, которая позволяла бы выбирать наиболее удобную форму своей деятельности», - пояснил он. Для системного решения данных проблем предполагается реализовать в законодательстве понимание акционерного общества как единой формы, но с дифференцированными требованиями к свободе обращения акций и раскрытию информации в зависимости от того, в каком порядке привлекается акционерный капитал, где обращаются акции. По словам замминистра, реализация подобного подхода призвана выстроить стройную и гибкую систему акционерных обществ, которая обеспечит соразмерность между возможностью обеспечить права собственности акционеров и издержками на поддержание системы корпоративного управления. В заключение А. Шаронов сообщил, что особое внимание уделяется вопросам корпоративного управления на предприятиях с участием государства. Он снова упомянул о том, что в этом вопросе государство не является лидером и не демонстрирует лучшую практику. Однако в этом направлении делается ряд шагов. Так, разработан порядок отбора кандидатов на должности единоличного исполнительного органа открытых акционерных обществ с участием государства и ГУПов и подготовлен проект приказа Росимущества, в рамках которого предполагается с 2006 г. начать внедрение порядка, предполагающего привлечение на конкурсной основе профессиональных менеджеров в качестве представителей интересов РФ. Кроме того, МЭРТ представил постановление об основных принципах дивидендой политики в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. ИА "Альянс Медиа" |