19.10.2005 Отсутствие закона и кадров, непрозрачность - главные проблемы потребительского рынка Cегодня состоялось заседание президиума правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, где рассматривался вопрос о практике работы Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Председатель Комитета Александр Борисов в своем выступлении сделал краткий обзор потребительского рынка России. По его словам, согласно недавно опубликованным исследованиям, Россия стоит на 124-м месте по степени экономической свободы. Согласно другим исследованиям, Россия в рейтинге привлекательности стран с точки зрения торговли в 2003-2004гг. занимала первое место, а в 2005г. – заняла второе, пропустив вперед Индию. А. Борисов сообщил, что доля торговли и общественного питания составляет 20-23% ВВП, что немного меньше, чем доля ТЭК, а темпы роста этого сектора в 2 раза выше, чем темпы роста экономики в целом. За последние 5 лет темпы роста этого сектора ежегодно составляли 9-11%. Активное развитие отрасли обеспечивает занятость 11 млн. человек или более 14% всего трудоспособного населения страны. Основу этого роста, по словам А.И.Борисова, составляют предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики (70-72% прибыльных предприятий), конкурируя лишь с предприятиями трубопроводного транспорта, газовой промышленности и связи. По оценкам Федеральной службы государственной статистики объем розничной торговли составил около $120 млрд. в 2002 году, $150 млрд. в 2003 году, $185 млрд. в 2004 году. Председатель Комитета ТПП РФ высказал мнение, что, учитывая вес этого сегмента экономики и его социальное значение, внимание правительства к нему должно быть повышенное. Однако на данный момент в России нет адекватной законодательной базы, во многих регионах в структуре администраций отсутствуют органы, ответственные за вопросы регулирования потребительского рынка. Выделив отсутствие законодательной базы в качестве основного тормоза нормального функционирования потребительского рынка, А. Борисов подчеркнул, что необходимость принятия федерального закона о торговле назрела давно. До настоящего времени, по его словам, несмотря на предложения и коллективные инициативы представителей региональных властей и бизнеса, в России отсутствует единый документ прямого действия, определяющий формы и методы государственного регулирования. В то время как опыт регионов, и, прежде всего, Москвы, показывает, что соответствующая законодательная база способствует активному и упорядоченному развитию этого сектора. Именно поэтому, подчеркнул А. Борисов, в столице объем оборота оптовой и розничной торговли составляет соответственно 40% и 30% от общероссийского. Второй по значимости проблемой потребительского рынка А. Борисов назвал его непрозрачность. По его словам, данные Росстата на $100-150 млрд. расходятся с данными независимых маркетологов. Последние оценивают его в $355 млрд. Органы госстатистики заверяют, что делают досчет на уровне 16% для компенсации расхождений по «серому» сектору в производстве и неучтенному импорту в таможенном контроле, на самом деле этот показатель – больше на порядок. Кроме того, непрозрачность рынка ведет к тому, что торговля платит налоги в 2-3 раза меньше положенного. И, наконец, по мнению А. Борисова, еще одна острая проблема данного сектора экономики - недостаток подготовленных кадров для растущих сегментов потребительского рынка, а также повышение уровня их профессиональных знаний, подготовка и повышение квалификации управленцев высшего звена. В завершение своего доклада А. Борисов предложил ТПП РФ поддержать прохождение закона «О регулировании розничной торговли, общественного питания, и бытового обслуживания населения в Российской Федерации» через палаты Федерального Собрания РФ, а также провести масштабное исследование потребительского рынка и проблем его развития. В отношении федерального закона о потребительском рынке мнение участников заседания было однозначным: его необходимо принимать и как можно скорее. В выступлениях также поднимались другие важные вопросы развития этого сектора, характерные как для всех регионов РФ, так и для отдельных субъектов. Это, прежде всего, возможность применения в качестве защитной меры нормативное ограничение доли отечественных товаров в крупных торговых центрах и розничных сетях, ликвидация дискриминационных условий сбыта продукции российских производителей через эти торговые объекты. Другие важные проблемы, отмеченные участниками заседания, – выкуп арендуемых помещений и применение ККМ. П. Шелищ, депутат ГД, председатель Союза потребителей России, в своем выступлении сообщил, что на днях группа депутатов ГД еще раз рассмотрела законопроект о выкупе малыми предприятиями арендуемых помещений и внесла в соответствующий комитет предложения, чтобы стоимость выкупа этих объектов рассчитывалась на основе независимой оценки и оплата осуществлялась в течение трех лет. Он также рекомендовал в этом плане использовать возможности ст. 624 Гражданского кодекса. В отношении ККМ, по словам, П. Шелища, произошел «заметный сдвиг», и правительство, которое раньше на 100% было против каких-либо послаблений, сейчас «предлагает варианты». ИА "Альянс Медиа" |