01.11.2004 Нужно поддерживать малый бизнес налоговыми льготами, но не давать ему возможности злоупотреблять ими В понедельник, 1 ноября, в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ состоялся Всероссийский форум по налогообложению. Выступивший в ходе конгресса заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ Сергей Штогрин рассказал о деятельности комитета в области совершенствования налогового законодательства РФ. По его словам, в отношении налога на доходы физических лиц были приняты некоторые меры для выведения зарплаты из тени, в результате чего этот налог стал третьим по объему поступления в бюджет страны, но официальные вычеты не менялись с 2000 года, в результате чего значительная часть поступлений была утрачена из-за инфляции. С.Штогрин отметил необходимость вести работу, в результате которой предприниматели будут выводить заработную плату из тени, пользуясь большими вычетами. По его мнению, есть проблемы с повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых, в частности, нефти. НДПИ взимается по ставке 60,5%, но за 2 года эти ставки изменялись 4 раза. Больше всего это затрагивает независимых производителей сырой нефти, которые поставляют ее на внутренний рынок, поскольку такое механическое увеличение ставки изымает прибыль у предприятий. Налоговое законодательство в области НДС, считает С.Штогрин, нужно либо серьезно изменять, либо вообще отказаться от этого налога. Однако, по его словам, отказаться сложно, так как НДС дает около 1 трлн дохода в федеральный бюджет, и этот доход нечем заменить. По мнению С.Штогрина, «хорошо бы изменить базу для исчисления налога и отказаться от зачетного механизма». В области ЕСН, считает он, возможно, стоит вернуться к старой схеме, когда были конкретные взносы в различные фонды, и оставить администрирование за МНС РФ. В этом случае не будет возникать ситуации, когда в Пенсионный фонд поступает средств больше, чем в федеральный бюджет. По словам С.Штогрина, была принята довольно простая система уплаты ЕНВД. Дело в том, что «было много нареканий на то, что субъекты Федерации в сложной редакции этого налога допускали установление очень высоких базовых ставок. Поэтому мы ограничили аппетиты субъектов Федерации, установили ставки в федеральном законе и дали право субъектам Федерации понижать их в зависимости от категории налогоплательщика в сто раз». В этом году было принято новое решение, на взгляд С.Штогрина, несколько спорное: этот налог был сделан местным, конкретные ставки будут устанавливать муниципалитеты с 2006 года. По мнению С.Штогрина, если повышаются требования к налогоплательщику, аналогично должны быть повышены требования и к федеральной налоговой службе. Комитетом по бюджету и налогам Госдумы РФ разработан ряд предложений в этой сфере. В частности, в досудебном порядке налогоплательщик должен иметь право обращаться в Минфин за разъяснениями. Следует также, по мнению С.Штогрина, ввести ответственность должностных лиц налоговых органов за нарушение срока рассмотрения жалоб и документов. Еще одна проблема, считает С.Штогрин, связана с определением добросовестного налогоплательщика. В законодательстве этот термин не определен, таким образом, считает С.Штогрин, «можно на предпринимателя приклеить ярлык и всю оставшуюся жизнь попирать его права». Налогоплательщик должен знать, какими и в каком случае он может пользоваться налоговыми льготами. По мнению С.Штогрина, для развития предпринимательства необходимо заняться разработкой базового закона о поддержке малого бизнеса. Тот закон, который действует сейчас, устарел. С.Штогрин считает, что нужно поддерживать малый бизнес налоговыми льготами, но не давать ему возможности злоупотреблять ими. Также малый бизнес, считает С.Штогрин, можно поддерживать через предоставление предпринимателям кредитов и минимизацию рисков. ИА "Альянс Медиа" |