06.09.2005 Малым предприятиям придется выпускать продукцию более высокого качества Президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков отметил, что без присоединения к соглашениям ВТО в области наукоемких товаров и прав на интеллектуальную собственность весьма проблематичны преодоление технологического отставания и выход России на мировой рынок высоких технологий, а следовательно, невозможен переход на инновационный путь развития. О том, что может произойти с малым и средним бизнесом после вступления в ВТО редакции газеты “Деловая Москва” рассказал заведующий Отделом многостороннего сотрудничества Департамента внешних связей ТПП РФ Игорь Дорофеев. В.: Присоединение России к Всемирной торговой организации – это действительно благо для нашей экономики? О.: ВТО - это организация и соглашение одновременно. В нее входят 148 стран, через которые осуществляется почти 95% всей мировой торговли. Пока рано говорить, чем обернется присоединение к ВТО – огромным плюсом или, наоборот, негативом. Для многих отечественных отраслей в краткосрочном плане, наверное, будет очень напряженный период. В долгосрочном - это принесет только пользу, заставив предприятия стать более конкурентоспособными. В.: Так ли хороша глобализация, ведь объединение в Евросоюз повлекло за собой немало проблем, касающихся слияния экономик, введения единой валюты? О.: На сегодняшний день примерно 51% всей торговли ориентирован на страны Евросоюза. После присоединения в прошлом году новых членов их стало 25. С одной стороны, возникли определенные трудности с традиционными партнерами: Польшей, Чехией, Словакией, - потому что вся торговля стала квотироваться по соглашению между Россией и Евросоюзом. А с другой стороны, товары, которые мы направляем в Евросоюз, стали более качественными. В.: Предприятия каких отраслей окажутся в наиболее сложной ситуации? О: В первую очередь легкая промышленность. Представьте, малое предприятие, 20–30 человек шьют одежду. Пока рынок закрыт, они находят себе потребителя. А что произойдет, когда хлынет продукция из Китая и Юго-Восточной Азии? Большое беспокойство вызывает сельхозпроизводство. Когда Чехия присоединилась к Евросоюзу, буквально через месяц в стране появился дешевый французский картофель, в два раза дешевле местного. Буквально за один сезон чешский производитель картофеля исчез. Правда, Россия – не Чехия, государство гораздо больше. Да и в 90-е годы мы уже насытились западными продуктами, убедившись, что наши лучше. В.: Вы говорите о крупных промышленных гигантах, а как же малый бизнес, его не берут в расчет? О.: Недооценивать малый бизнес нельзя. В этом сегменте рынка функционируют фирмы, предлагающие и инновационные товары и услуги, и программное обеспечение. Кроме того, не надо забывать о технопарках. В Липецкой области успешно работает компания “Стинол”, производящая холодильники, вокруг этого крупного предприятия создана целая инфраструктура малых и средних предприятий. Нечто подобное будет развиваться и в Татарстане. В.: Нужны ли технопарки в Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде? О.: Это достаточно развитые промышленные центры, которые производят конкурентоспособную продукцию. Рынок сам подскажет предпринимателям, по какому пути развиваться. В.: Расскажите, пожалуйста, о подготовительной работе, которая проводится с малым и средним бизнесом. Какие вопросы задают предприниматели? О.: Мы обнаружили, что деловые люди, особенно в регионах, как правило, не представляют, что произойдет после присоединения к ВТО. Министерство экономического развития проводит семинары, совещания с руководителями предприятий и с представителями деловых кругов. Торгово-промышленная палата занимается такой работой не один год. По данным наших опросов, в лучшем случае 20% наших предприятий уже готовы к присоединению, в худшем – около 7–12%. Вопросы поступают самые разные, часто интересуются международной стандартизацией. Для бизнеса малого и среднего звена это дорогостоящее мероприятие. В Краснодаре, например, местное законодательное собрание рассматривает вопрос о выделении бюджетных денег края на проведении сертификации предприятий. Задумываются об этом и в Нижнем Новгороде, и в других регионах. Кстати, у ГОСТов советских времен требования к качеству были значительно выше, чем сейчас у Евросоюза. Прежние ГОСТы выдерживать гораздо сложнее, чем новые. В.: Что необходимо предпринять руководителю компании, чтобы остаться на рынке? О.: Наши предприятия были ограждены от внешнего конкурента за счет таможенных барьеров, тарифов. Поэтому главная задача – увидеть конкурента, проанализировать, на какие слои товар будет нацелен. Мониторинг необходим любому предприятию, надо смотреть вперед. Если фирма не развивается в течение года-двух, то она умрет. Таковы законы бизнеса. Предприятие, изготавливающее веники, вряд ли станет свои веники экспортировать. Другое дело – строительная техника. Нельзя из года в год выпускать одну и ту же бетономешалку. Покупатель обратит внимание на другие, более модернизированные модели. Значит, надо либо улучшать качество, либо искать партнера. Иначе спроса на продукцию не будет. В.: Значительная часть малых предприятий все-таки закроется? О.: Я бы так не сказал. Предприятие, где рынок сбыта – местный город, останется работать, население по-прежнему будет покупать их продукцию. Другое дело, что фирме придется выпускать продукцию более высокого качества. А вот проходить международную сертификацию совсем необязательно. Зато компании, пожелавшие выйти на внешний рынок, конечно, выиграют, т.к. можно действовать по общим правилам. А пока многие наши предприятия сталкиваются с барьерами, демпингом со стороны западных стран. При присоединении к ВТО ставить палки в колеса нашим производителям станет сложнее. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Деловая Москва сегодня" |