19.01.2005 А.Мурычев: стратегия развития государства должна быть плотно увязана с развитием малого бизнеса Развитие малого предпринимательства должно быть в числе приоритетных направлений в среднесрочной Программе правительства РФ на 2005-2008 годы. Стратегия развития государства должна быть плотно увязана с развитием малого бизнеса. Об этом заявил президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев, выступая во вторник на 7-м заседании межправительственной российско-германской рабочей подгруппы «Банки и финансовые услуги» в Берлине. А.Мурычев предложил в целях упрощения доступа малым предприятиям, микрофинансовым организациям и иным элементам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к финансовым ресурсам внести в положения Банка России № 254-П и 54-П ряд изменений, упрощающих процесс кредитования коммерческими банками указанных структур. По его мнению, Банку России целесообразно разработать действенную систему рефинансирования кредитных организаций под залог прав требования по заключенным ими кредитным договорам, распространив такую технологию на взаимоотношения "банк - МФО". В целях формирования прозрачного и легитимного правового пространства для развития микрофинансирования, как считает А.Мурычев, в ближайшее время должен быть принят закон «О кредитной кооперации», а также решены вопросы регулирования и надзора за микрофинансовыми организациями. По мнению Ассоциации, необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении в Налоговом кодексе ранее действовавшей нормы об исключении из налогооблагаемой базы кредитных организаций доходов, полученных при кредитовании малых предприятий. Кроме того, должны быть предусмотрены дополнительные льготы для банков, кредитующих малые инновационные предприятия. В целях облегчения доступа малым предприятиям к финансовым ресурсам представляется крайне важным создание Федерального гарантийного фонда, основной задачей которого является предоставление поручительств, залогов по обязательствам малых предприятий, объектов инфраструктуры перед их кредиторами. При этом, по мнению Ассоциации, должна быть разработана и внедрена система деления рисков между заемщиком, кредитором и гарантом. В качестве источников пополнения ресурсной базы малого предпринимательства в краткосрочной перспективе, по мнению Ассоциации, целесообразно рассмотреть следующие: Всемирный Банк, природную ренту, Стабилизационный фонд, отчисления приватизации. Всемирный Банк совместно с Торгово-Промышленной Палатой Российской Федерации в 2003-2004 гг. разрабатывал совместную программу объемом 300 млн долларов США по кредитованию региональных банков для дальнейшего финансирования ими проектов в сфере малого бизнеса. В числе основных направлений данной программы значились: 1. Поддержка мероприятий по созданию «благоприятной среды» для развития малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровне; 2. Поддержка в создании и становлении агентств кредитных историй и системы регистрации залогов движимого имущества, изучение возможности внедрения дополнительных методов снижения рисков; 3. Институциональное развитие финансового посредничества в регионах; 4. Предоставление средне- и долгосрочных кредитных ресурсов малым предприятиям в регионах через приемлемых финансовых посредников. В середине 2004 года программа была приостановлена из-за неурегулированности вопросов с Минфином России о предоставлении государственной гарантии. В настоящее время переговорный процесс вновь возобновлен. При этом следует учесть, что срок кредитования (5 лет), возврат основного долга в течение 17 лет, процентная ставка 6-месячный LIBOR + 3%, - делают данный проект весьма интересным как для малого предпринимательства в регионах реализации, так и для региональных банков, непосредственно работающих с малым предпринимательством. Если рассматривать малый бизнес как инструмент диверсификации экономики в целях постепенного снятия акцента с сырьевого сектора (а именно так малый бизнес и следует рассматривать), изъятие части природной ренты – совокупности налогов, сборов, отчислений за пользование недрами с целью добычи углеводородных соединений с последующей их реализацией – представляется, по мнению А.Мурычева, вполне оправданным. Руководствуясь теми же соображениями диверсификации экономики, представляется целесообразным рассмотреть в качестве еще одного источника пополнения ресурсной базы малого предпринимательства средства Стабилизационного фонда. Бюджетным кодексом РФ предусмотрена возможность свободного использование средств Стабфонда, если его объем превысит 500 млрд рублей. Исходя из того, что ресурсы Стабилизационного фонда будут направляться на реализацию конкретных бизнес-проектов малых предприятий, т.е. будут возвратными, платными, срочными, а кроме того реально смогут заложить основу будущей «несырьевой» экономики, представляется правомерным рекомендовать Правительству РФ использовать средства Стабфонда в этих целях. До 1998 года пятипроцентные отчисления от приватизации федерального имущества были составной частью ресурсной базы развития малого бизнеса. Приостановление действия, а затем и отмена Указа Президента Российской Федерации от 04.04.96 г. № 491, принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации лишили предпринимательство этих ресурсов. Изменить ситуацию возможно путем внесения изменений в ст.43 Бюджетного кодекса, устанавливающую норматив зачисления средств, получаемых от приватизации федерального имущества в федеральный бюджет в размере 100%. Исходя из ожидаемых в 2005-2006 гг. согласно «Прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества и основным направлениям приватизации до 2006 года», поступлениях от приватизации в объеме не менее 35 млрд руб. ежегодно, можно оценить дополнительное наполнение ресурсной базы малого бизнеса из данного источника в размере 3,5 млрд руб. за указанный период. ИА "Альянс Медиа" |