03.12.2008  Москва: производственный малый бизнес располагает биржей контрактов

   Торговля в структуре столичного малого бизнеса занимает доминирующие позиции. Но торговлей малый бизнес отнюдь не исчерпывается. Коммерсанты занимаются операциями с недвижимостью, работают в сфере строительства и транспорта, предоставляют коммунальные, социальные и прочие услуги. Каждое десятое столичное предприятие, относящееся к нише малого бизнеса, – это промышленная организация. Малые предприниматели производят мебель, одежду и обувь, продукты питания, пластмассы, электрические машины и оборудование, медицинскую технику и приборы и пр. Но как ориентируются эти компании на рынке, каким образом ищут каналы сбыта своей продукции? Где находят партнеров по кооперации? Ведь недаром же современные акулы капитализма говорят: главное конкурентное преимущество сегодня – это оперативная информация.
   Московское правительство давно позаботилось о создании соответствующей организации в системе инфраструктуры поддержки столичного малого предпринимательства. Для производственных малых предприятий города таковым информационным маячком стал Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства. Чем центр реально помогает малым предприятиям, какими инструментами владеет? На эти вопросы ответил Артем Киселев, генеральный директор центра, председатель подкомитета по развитию субконтрактации и кластерных технологий Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
   В.: Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства был создан в дефолтном 1998 году. В стране правил бал кризис, а столичные власти думали о далекой перспективе.
   
О.: Да, это так. Наш центр – первую организацию подобного рода в России – создали по инициативе правительства города, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы. Уже тогда было очевидно, что промышленный малый бизнес необходим Москве.
   Вспомним, в новой России малое предпринимательство в этой сфере начиналось с кооперативов, научно-производственных организаций. В развитых странах Запада данный процесс шел иначе. Еще в 70-х годах прошлого века малый бизнес в основе своей там формировался как субконтрактный, т. е. выступал в качестве поставщика отдельных деталей, компонентов, элементов для крупных сборочных промышленных предприятий.
   В.: В СССР ведь, напротив, шли по пути сосредоточения всех видов производственного цикла на одном супермощном комбинате, не так ли? О.: Верно, и это было очень эффективно в условиях военного времени. Вообще, в укрупнении производства есть положительные моменты, недаром в стране действовали уникальные аэрокосмические, оборонные, энергетические заводы-гиганты. И сейчас вполне объяснимы процессы вертикальной интеграции оборонных холдингов. Это концентрация ресурсов, единое управление. Вернемся, однако, в наше время. Так вот, малый бизнес занимает свои строго определенные ниши.
   Для организации своей деятельности эти предприятия, располагая какими-то разработками, нуждались для их реализации в производственных мощностях – цехах, мастерских, оборудовании. Подобными мощностями обладали крупные предприятия. И практически при всех таких заводах, фабриках, НИИ и НПО создавали небольшие фирмы. Одни из них занимались торговлей, другие - производством. Первые заказы в нашей системе мы получили как раз от таких компаний, ведь у них не было собственного литейного производства, мощной механо- и лазерной обработки металлов, гальваники, красильных мастерских и пр.
   Одно из самых главных направлений развития производственного малого бизнеса – это субконтрактные поставки для крупного головного предприятия: изготовление комплектующих изделий, компонентов и т. д. Развивается оно непросто как раз в силу сложившейся структуры крупных промышленных предприятий, объединяющих в себе практически все производственные переделы. Но в условиях рынка эта система не всегда эффективна. Большие накладные расходы, неповоротливость. Конкурентная экономика – это скорость продвижения товаров на рынок, мобильность. Головное предприятие должно сосредоточиваться на научно-исследовательских и конструкторских разработках, маркетинге. Контролировать, перевооружать все звенья технологической цепи? Не хватает ни ресурсов, ни людей. Вот почему непосредственные производственные функции передаются сторонним – средним и малым предприятиям.
   В.: Поскольку мы живем в информационном мире, и именно информация самый дорогой и ценный продукт в наше время, ваш центр и занят координацией информационных потоков?
   
О.: Малые предприятия ищут поставщиков. Крупные предприятия ищут поставщиков, нередко участников долгосрочных проектов, в том числе, например, и автосборочные заводы, и предприятия по производству автобусов, авиастроители и т. д. Центр помогает в поиске партнеров. Мы патронируем сектор обрабатывающих производств. Конечно, эти предприятия очень разные. Некоторые из них, например, до сих пор используют станки времен «догнать и перегнать Америку». И в то же время существуют прекрасно оснащенные компании, хотя пока их еще не слишком много. Производство – особая статья. Нужны оборудованные помещения, потому что дорогостоящие станки в подвал не поставишь. Требуются квалифицированные кадры: никто не доверит станок стоимостью 100–150 тысяч долларов случайному человеку. В наше время совершенно необходима маркетинговая и консалтинговая службы. Мало произвести какую-то продукцию - нужно знать, нужна ли она рынку. Но даже не всякое среднее предприятие в состоянии организовать подобную службу. Центр выполняет функции коллективного маркетолога и консультанта, если можно так выразиться.
   В.: Но все «ваши» предприятия пользуются услугами центра по собственной инициативе, без указания сверху?
   
О.: Естественно, а кто может указать малому бизнесу, как ему лучше развиваться? Они пришли к нам сами – это более двух тысяч фирм, функционирующих в сфере машино- и приборостроения, резинопластики. Немало и крупных предприятий – таких, как ММЗ «Знамя», «Маяк» и др. Много региональных компаний и даже зарубежных из Белоруссии, Украины, Финляндии, Латвии.
   В.: То есть центр помогает московским предприятиям размещать заказы в том числе и на зарубежных предприятиях. У вас ведь действует биржа субконтрактов?
   
О.: Причем не первый год. Что такое биржа? К нам обращается фирма: нужен партнер, хороший поставщик. Сотрудники центра вместе с представителями этой фирмы анализируют потребности заказчика. Чертежи необходимых для поставки деталей переводятся в электронный вид и рассылаются по заводам и фабрикам. Малому предприятию содержать отделы маркетинга, сбыта, консалтинга просто не по карману. Насколько выше были бы расходы на производство продукции, коль скоро фирмам приходилось бы самостоятельно заниматься поиском партнеров. Мы берем эти функции на себя. У нас отличная база данных, множество региональных партнеров. Потенциальный поставщик присылает нам квалификационную карту – производственную информацию о себе и предложения по цене. Такова биржевая технология. Дальше наступает переговорный процесс.
   Например, 3 декабря открылась конференция «Пути развития предпринимательства в промышленности». В рамках конференции работает биржа субконтрактов. На ней – восемь заказчиков, общий объем заказов – 240 миллионов рублей. Из них четыре московские компании (в том числе три – малые и средние предприятия), остальные – из Кировской области, Санкт-Петербурга, Украины.
   Таким образом и создаются рынки сбыта. А всего на бирже в настоящее время назначено 180 переговоров. Один из заказчиков – отделение крупного немецкого концерна. К нему на прием за один день записались свыше 60 столичных малых предприятий. К нам приходили заказы из Финляндии и Германии, Чехии, Италии, Испании. Представьте себе, к примеру, заказ на изготовление 12-метровых кованых валов с прецизионной (особо точная обработка с применением лазеров) обработкой – задание непростое и для крупного завода.
   В.: Как, на ваш взгляд, отразится нынешний кризис на развитии промышленных предприятий сферы малого бизнеса? О.: Без сомнения, прослеживается ситуация некоторой неопределенности. Банки, особенно в регионах, сокращают программы кредитования. Из-за недостатка средств ряд крупных заводов приостанавливает производство. Естественно, в сложной ситуации оказываются и малые предприятия – их поставщики-смежники. Но в первую очередь это характерно для регионов. В Москве положение заметно устойчивее. Почему? Потому что столичные власти всегда работают на перспективу, на упреждение возможных коллизий развития в будущем.
   Вовремя в городе был создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, налажена работа с банками, разработаны прочие программы. В целом система поддержки малого бизнеса в Москве многогранная, многопрофильная и многоуровневая. Фактически она охватывает все аспекты деятельности малых предприятий. То есть в городе создана «подушка безопасности» для малого бизнеса. Поэтому я полагаю, что с некоторыми потерями производственные малые предприятия сумеют достойно противостоять кризису.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Вечерняя Москва"