10.06.2008 ПФО: кредитование МБ - инструмент территориальной экспансии банков Кредитование малого бизнеса становится одним из основных инструментов территориальной экспансии банков в Поволжье. Расширение региональной сети дистрибуции, согласно последним отчетам московских и поволжских банков, сопровождается едва ли не обязательным открытием подразделения, занимающегося выдачей займов малым предприятиям. Интерес банкиров к данному сегменту понятен: на сегодня спрос на кредиты для малого бизнеса удовлетворен, по разным оценкам, всего на 20−25%. И этот сектор динамично растет, реагируя на расширение кредитных продуктов, смягчение требований к заемщикам со стороны банкиров. У тольяттинского ФИА-Банка, как и в ряде других банков, кредитование малого бизнеса (КМБ) по динамике уже опережает выдачу займов для физических лиц. «Рынок потребительского кредитования достиг насыщения, а в некоторых секторах уже перегрет, — поясняет начальник управления проектного финансирования предприятий среднего и малого бизнеса ФИА-Банка Владимир Перельштейн. — По нашим оценкам, объем кредитов малому бизнесу в недалеком будущем превысит объем потребительских кредитов». Выходит, что КМБ характеризуется сегодня относительно низким уровнем конкуренции по сравнению с другими видами кредитования. Кроме того, последние высказывания первых лиц государства о готовности облегчить жизнь малым предприятиям и индивидуальным бизнесменам внушают надежду, что в последующие два-три года мы будем наблюдать увеличение числа «малышей», а также рост их влияния на экономику страны. Это, в свою очередь, должно привести к увеличению объемов банковского кредитования таких представителей бизнеса. В выигрышной позиции оказываются те банки (в первую очередь московские), для которых сегмент КМБ является отнюдь не побочным направлением. Среди ключевых факторов успешного освоения регионов федералами можно отметить их опыт работы в сегменте КМБ и высокий потенциал развития малого предпринимательства в Поволжье. Располагая значительными финансовыми ресурсами, крупные банки имеют возможность выдавать кредиты на длительные сроки. На это преимущество перед региональными банками, в частности, указывает управляющий нижегородским филиалом КМБ-Банка (Москва, входит в холдинг Intesa Sanpaolo), директор регионального центра «Приволжский» Юлия Бунтова. По ее словам, почти 90% всего бизнеса банка приходится именно на обслуживание и кредитование малых предприятий. Использование европейского опыта в КМБ, а также единые стандарты в обслуживании помогают добиться успеха при развитии региональной сети, говорит г-жа Бунтова. Наличие мощной финансовой базы позволяет федеральным банкирам упрощать условия выдачи займов для малого бизнеса. «У нас не было приостановления кредитования, сокращения сумм и прочих подобных вещей, — рассказывает управляющий директор в департаменте обслуживания клиентов малого бизнеса банка ВТБ-24 Ильнур Саляхов. — Более того, мы вводим новые продукты, увеличиваем сроки кредитования – до 10 лет, наращиваем объемы портфелей». Банки сокращают сроки минимального опыта работы бизнесмена: если раньше это было не менее шести месяцев, то теперь кредитные организации готовы рассматривать заявления от предпринимателей, проработавших три месяца. У резидентов свои козыри. Например, они лучше знают специфику малого бизнеса в регионе, теснее работают с городскими и региональными властями. Столичные банкиры пока только налаживают контакты с местными чиновниками, и их совместные мероприятия носят, как правило, «обучающий» характер: при поддержке местного правительства московские игроки совместно с региональными торгово-промышленными палатами проводят семинары, консультации с представителями малого бизнеса. Крупные банки-резиденты, помимо указанных направлений, в союзе с региональными властями активно занимаются вопросами финансово-кредитной поддержки. Так, казанский банк «Спурт» сотрудничает с Инвестиционно-венчурным фондом (ИВФ) Республики Татарстан. Форма поддержки в этом случае представляет собой частичное поручительство по кредиту со стороны ИВФ. «Наше взаимодействие заключается в создании и развитии механизмов микрофинансирования, взаимных гарантий, субординированного кредитования, консультирования предпринимателей, плюс помощь в разработке инвестиционных проектов и бизнес-планов, а также в иных направлениях», — делится опытом Владимир Перельштейн из ФИА-Банка. Интерес банкиров к совместным с властями проектам понятен: поддержка региональных администраций дает финансовым институтам дополнительную уверенность в том, что спрос на их продукты будет расти и дальше. ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Эксперт-Волга" |