23.09.2003 Калужская область: ТПП области готовится провести в октябре областную конференцию по проблемам взаимодействия крупного и малого бизнеса Возможно ли взаимовыгодное сотрудничество малого и большого бизнеса? В каких конкретно формах оно может существовать? При каких условиях большой бизнес реально заинтересуется малым? Должен ли большой бизнес помогать малому? Калужская торгово-промышленная палата готовится провести в октябре областную конференцию по проблемам взаимодействия крупного и малого бизнеса. Представляем вам самые разные мнения на этот счет. Леонид Меерович, генеральный директор группы предприятий "Эликор": "Помогать - нет, не должен. Надо работать вместе. Смысл в том, что большой и малый бизнес имеют свои достоинства и недостатки. Крупный бизнес более самодостаточен, неповоротлив. В то же время он имеет несопоставимо больший потенциал в плане производственных мощностей, площадей, возможностей продвижения товара на рынок (в некоторых случаях именно эта позиция составляет порядка пятидесяти процентов от общей суммы затрат). Малый бизнес более амбициозен и мобилен, имеет высокий уровень мотивации и меньшие издержки производства. Бизнес же вообще получается только тогда, когда выигрывают обе стороны. Следовательно, надо стремиться к такой модели взаимодействия, когда достоинства обеих сторон используются с максимальной отдачей." Сегодня многие известные фирмы активно сотрудничают с малым и средним бизнесом. Например, "Сименс" уже давно не имеет собственных производств исключительно в Германии, а размещает заказы на многих предприятиях в разных частях света. Вот вам яркий пример рациональной эксплуатации раскрученной и имеющей хорошую репутацию торговой марки. Это один путь взаимодействия, - то есть изделие под единой маркой целиком заказывается на других предприятиях. Еще один вариант - кооперация. То есть изделие разрабатывается, а производство его частично размещается в форме заказов на предприятиях малого или среднего бизнеса. На практике лучше использовать обе эти формы. В новые же программы стараться привлекать малый бизнес еще активнее. "Мы хотим показать всем, какие перспективы возможны при взаимовыгодном сотрудничестве. Считаю, что главное - найти алгоритм взаимодействия. Сегодня отношения крупного и малого бизнеса имеют случайный характер, они бессистемны. В рамках деятельности Калужской торгово-промышленной палаты мы предлагаем два механизма. Первый - бизнес-центр, где обе заинтересованные стороны могли бы выразить свои потребности, обсудить какие-то проблемы. То есть это такое насыщенное информационное пространство, где бы сталкивались предложение и спрос. Второй наш проект - ярмарка потребностей и возможностей. Здесь каждое предприятие малого бизнеса получит свой шанс найти заинтересованного партнера, потенциального заказчика." - говорит Л.Меерович. Виктор МИЩЕНКО, президент ООО КДФ "Лес": "Думаю, что в этих взаимоотношениях все зависит от малого бизнеса. Если ты народился, то будь добр, заявляй о себе сам, пробивайся. Каждый сам выбирает свою цель и свой путь. Мы, например, три года пытались стать поставщиками для ДСК-1 г. Москвы. Этот ДСК строит девяносто процентов муниципального жилья столицы. Три года не получалось, а в этом году получилось. Так что как сказать? Возможно взаимовыгодное сотрудничество, если есть желание. Вообще же какой-то поддержки и заинтересованности со стороны большого бизнеса я не ощущаю. Да, мы поставляем свою продукцию заводам Калуги, Тулы, но это целиком и полностью наша инициатива." Александр Леонтьев, глава администрации Московского округа Калуги: "Без сомнения, у большого бизнеса есть возможности, чтобы помогать развиваться малому. Ведь часто у малых предприятий не хватает площадей и оборудования, которые на больших предприятиях нередко простаивают. Директорам бывает жалко отдать это малому бизнесу. Вообще отношений крупного с малым бизнесом практически нет. Есть прецеденты - на "Автоэлектронике", например. Но в основной своей массе крупные предприятия неохотно идут на контакт с малым бизнесом. Хотя мировая практика давно уже доказала перспективность и взаимовыгодность таких контактов. Малый бизнес более динамичен, он чутко улавливает колебания спроса и быстро перестраивается. И потом, малый бизнес - это вовсе не обязательно малые обороты. Я знаю такие малые предприятия, где торговые обороты будут побольше, чем у иных заводов." Сергей Гусев, заместитель генерального директора ОАО "КаДви" по экономике: "Все-таки основным источником поступления доходов в бюджет является крупный бизнес. Малый бизнес в большей степени зависит от благосостояния людей. Будет развиваться крупный бизнес, значит, будет процветать и малый. Да, мы работаем с предприятиями малого бизнеса, размещая на них некоторые свои заказы. Если предприятие специализируется на какой-либо сфере производства, то почему бы с ним не работать? Но вообще-то крупный бизнес и малый развиваются по разным законам. У малого бизнеса своя ниша, свой рынок. Он занимает место, где требуются большая мобильность и эффективность." Виктор Поиленков, генеральный директор ОАО "Аромасинтез": "Любой самый крупный бизнес не может существовать без малого. А малый без крупного. Кто, скажите, сможет хоть день прожить без "Калугаэнерго"? Каких-то специальных форм сотрудничества с предприятиями малого бизнеса у нас нет. Все спонтанно. Мы сотрудничаем и с очень мелкими фирмами, и с известными всей стране. Мы не делаем различий - хочешь нормально работать, честно зарабатывать, пожалуйста. Кстати, часто бывает так, что мелкие предприятия более обязательны и честны в отношениях, нежели раскрученные фирмы, надеющиеся больше на свое имя." Алексей Демичев, советник председателя правления банка "Менатеп СПб": "Малый бизнес не может развиваться без крупного, ему нужна определенная поддержка - энергетические, производственные, интеллектуальные мощности большого бизнеса (которые, кстати, на 100 процентов загружены, как правило, не бывают). Большой бизнес - стимулятор малого, а малый может повысить эффективность большого. Классический в этом отношении пример - Андрей Виленович Перчян. Помимо своего высококлассного производства, создано много самых разных фирм малого бизнеса. Каждая уже живет сама, занимается каким-то определенным делом. Одна будет "Форды" в Калуге продавать и обслуживать их. Другая - сельскохозяйственным производством занялась, взяли 2-3 хозяйства в Перемышльском районе. И кто бы сомневался, что они будут, или уже есть, рентабельны. А возьмите "КаДви". Ведь на грани гибели был завод. Выжил и работает сейчас благодаря тому, что сумел вовремя сориентироваться. Юрий Александрович Лейковский, создал новые производства и новые предприятия малого и среднего бизнеса. У Леонида Александровича Мееровича работает ряд интереснейших проектов именно с привлечением предприятий малого бизнеса. Хотя тоже ведь он возглавил практически умершее производство. Сейчас же это - холдинг, где есть как крупные заводы, так и мелкие фирмы. Президент Людиновсого агрегатного Егор Егорович Вайнмаер активно использует новые технологии управления и взаимовыгодного сотрудничества." ИА "Альянс Медиа" по материалам "Деловая провинция" (г. Калуга) |