05.10.2010  Защитные меры в условиях Таможенного союза должны применяться чаще

   Применению антидемпинговых и других защитных мер в условиях функционирования Таможенного союза была посвящена конференция, прошедшая 5 октября в Государственном университете – Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ).
   Первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон отметил, что антидемпинговые меры активно применяются торговыми партнерами Российской Федерации, но в нашей стране практика применения таких мер еще недостаточно разработана.
   «За последнее время антидемпинговые меры внутри ВТО применялись 1500 раз, причем в основном лидерами ВТО, развитыми экономиками. Резкая активизация в этой области наблюдается и со стороны таких развивающихся экономик, как Бразилия, Индия и Китай», - заметил Л.Якобсон.
   Вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, проводя исторический экскурс в проблему антидемпинговых мер, сообщил, что впервые с антидемпинговыми мерами торговых партнеров внешнеторговые организации СССР столкнулись в середине 1970-х гг., когда Евросоюз назывался «Европейским экономическим сообществом», впрочем, не признаваемым официально Советским Союзом.
   «Для нерыночных стран антидемпинговая процедура была еще суровее, чем для рыночных. Антидемпинговая пошлина могла достигать и 50, и 60, и даже 100% стоимости товара. До 1989-го года бороться с антидемпинговыми процессами, направленными против советской внешней торговли, было практически невозможно. Одни из наших американских партнеров, правда, научили нас тому, что к антидемпинговым процедурам следует относиться более внимательно с точки зрения профилактики: остановить их нельзя, но можно предвидеть и проводить соответствующую подготовительную работу», - рассказал Г.Петров.
   Если тарифное регулирование, по его словам, является обычным оружием в борьбе за внешнеторговые интересы страны, то высокоточным оружием здесь являются антидемпинговые и другие защитные меры, требующие при применении высокого профессионализма.
   В 19997-ом году кабинет тогдашнего Президента РФ Бориса Ельцина предпринял попытку узаконить применение антидемпинговых мер, и эта попытка, после некоторых сложностей, связанных с позицией тогдашнего руководителя Администрации Президента РФ В.Юмашева, удалась. Документ был принят в трех чтениях и начал работать.
   Собственно антидемпинговые меры применялись редко, не хватало опыта, некоторые введения защитных пошлин носили политически окрашенный характер, но и экономическая подоплёка в них, по словам Г.Петрова, была несомненной.
   «Функция ввода защитных пошлин сегодня отдана Минпромторгу. По решению заседания комиссии Таможенного союза, прошедшего 17 августа 2010-го года, специальные защитные меры будут применяться странами союза автономно. То есть, в Беларуси – МИДом республики, в Казахстане – Министерством экономического развития республики, в России – Минпромторгом РФ», - сообщил Г.Петров.
   По его ожиданиям, переходный период, сроки которого еще согласовываются, будет весьма непростым и для регуляторов, и для внешнеторгового бизнеса.
   «Но антидемпинговые меры применять нужно, и применять шире. Нам необходимо наработать практику их применения – не за горами вступление России в ВТО, где надо будет учиться отстаивать свои интересы», - заключил Г.Петров.
   Заместитель директора Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Алексей Дьяченко подтвердил, что антидемпинговое законодательство действует в России с 1998-го года, а в 2003-ем, в связи с принятием пакета некоторых основополагающих законов, изменено и обновлено.
   «Федеральный закон N165-ФЗ изменен в 2006-ом году, после чего российское законодательство стало полностью соответствующим нормам ВТО», - отметил А.Дьяченко.
   Антидемпинговые меры действительно применяются более узко и направленно, чем таможенно-тарифные: только в отношении конкретных предприятий, в том числе получающих господдержку.
   «Процедура расследования антидемпингового дела довольно длительна, однако избыточного количества аргументов и показателей всё-таки не содержит. Тем не менее эффективность применения антидемпинговых мер в России явно недостаточна», - считает А.Дьяченко.
   По его данным, сегодня в России расследуется 7 подобных дел, действует 5 защитных мер и 2 расследования завершены. В эти же дни в Беларуси завершено 2 расследования и применяются 2 меры, а в Казахстане 4 расследования завершено и проводится одно. То есть можно говорить о том, что и в странах Таможенного союза активность применения антидемпинговых мер не столь велика.
   С 1 июля 2010-го года вступило в действие соглашение Таможенного союза (ТС) по защитным мерам. Оно рассматривает импорт на территорию ТС и возможный ущерб от импорта на эту территорию. Согласно нормам ВТО, снижен порог для предоставления доказательств демпинга – с 50 до 25% национальных производителей аналогичного продукта.
   Минпромторгом РФ сегодня ведется работа по трем направлениям совершенствования антидемпингового законодательства, заключил А.Дьяченко: в области новых расследований, действующих защитных мер и проводимых расследований.
   ИА "Альянс Медиа"