08.10.2009  Инновационному развитию России мешает инерционное мышление

   Проблемы инновационного развития России были обсуждены на IV Национальном конгрессе «Приоритеты развития экономики. Модернизация и технологическое развитие экономики России», состоявшемся 8 октября в Москве, в ГК «Президент-Отель». В форуме приняли участие представители органов законодательной и исполнительной властей, общественных организаций, бизнес-сообщества, ученые.
   «На словах в России все согласны с необходимостью перевода экономики на инновационные рельсы, но на деле к этому фактически еще не приступили», - такая мысль звучала в выступлениях многих участников конгресса.
   В частности, президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков отметил: сегодня уже никто не отрицает того, что у России посткризисного периода должна быть новая экономическая модель, основанная на инновациях и реструктуризации экономики. «Естественно, что во время кризиса полностью создать такую модель невозможно, - сказал он. – Но именно в настоящее время следует обозначить хотя бы контуры этой модели и работать в этом направлении». Однако, как далее заявил президент ТПП РФ, этому мешает «инерционное мышление влиятельных сил», уповающих на то, что скоро можно будет снова, благодаря выходу из рецессии основных импортеров нефти, росту цен на нефть, получать высокую прибыль от продажи сырья. Такая стратегия, считает Е. Примаков и раньше считалась порочной и подвергалась критике многими экспертами, а сегодня, в новых условиях, порожденных мировым кризисом, курс она неприемлема. Она не приведет к радикальным изменениям в российской экономике, которые, как показывает практика, жизненно необходимы.
   Для изменения ситуации следует, по мнению президента ТПП РФ, ускорить разработку и принятие закона об инновационной системе РФ. Это, подчеркнул Е. Примаков, должен быть комплексный документ, определяющий цели инновационной политики государства и характер господдержки, которая будет оказана инновационным предприятиям. В проекте закона, уверен он, важно предусмотреть участие в развитии инновационной системы Российской академии наук (РАН), поскольку академия исторически является системообразующим элементом российского сектора исследований и разработки. Наряду с этим нужно разработать и принять федеральный закон прямого действия, который обязывал бы предприятия направлять определенный процент своих доходов в Общенациональный фонд модернизации и технологического развития страны.
   Также необходимо, по мысли Е. Примакова, вводить на широком уровне меры дополнительного стимулирования инновационной деятельности бизнеса: субсидирование процентных ставок кредитов, взятых компаниями на приобретение новых технологий, патентов, снижение налогов или предоставление налоговых каникул. «Об этом говорится уже давно, однако от слов к делу так и не перешли», - сказал президент ТПП РФ. По его словам, ТПП направила в различные министерства комплекс предложений по налоговому стимулированию инновационной деятельности. В ряду предложений – введение специального налогового режима для малых инновационных предприятий, освобождение только созданных малых инновационных предприятий от уплаты налога на прибыль в первые два года деятельности.
   Ответственный секретарь Комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества, первый заместитель Генерального секретаря таможенного союза Евразийского экономического сообщества Сергей Глазьев также не преминул заметить, что сегодня все осознают необходимость опережающего научно-технического развития. «Беда только в том, что между пониманием этого банального факта и исполнением конкретных мер как со стороны государства, так и со стороны частного сектора – дистанция огромного размера», - посетовал он.
   Напомнив участникам об антикризисных мерах Правительства РФ, предпринятых в конце прошлого - начале текущего года, С. Глазьев отметил их малую эффективность и высказал мнение, что целесообразнее вкладывать деньги в перспективные направления развития экономики. Он также заявил, что для модернизации экономики необходим закон о стратегическом планировании, четко определяющий роль научного сообщества в определении долгосрочных трендов развития экономики, в поиске приоритетных направлений. Кроме того, необходимы четкие механизмы ответственности людей, участвующих в реализации программ экономического развития.
   В рамках конгресса довольно живо обсуждалась тема создания малых инновационных предприятий при образовательных учреждениях. Напомним, что организация подобных МП при вузах стала возможной с лета этого года, после вступления в силу соответствующего закона. Как заявил председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке Хусейн Чеченов, принятый закон хорош тем, что дал право коммерциализировать идеи, интеллектуальную собственность. Однако, заметил Х. Чеченов, уже сейчас налицо необходимость ряда поправок к документу. В частности, следует внести изменения, предусматривающие налоговые преференции для инновационных МП при вузах, а также поправки, благодаря которым можно будет активнее привлекать инвесторов, сейчас не очень заинтересованных в таких проектах.
   Вице-президент РАН Сергей Алдошин назвал принятие указанного закона большим шагом вперед. Но в том, что касается его реализации, существует, по мнению ученого, несколько проблем, одна из них – проблема кадров. Кто будет работать в инновационных МП? С. Алдошин предположил, что кадрами вынуждена будет поделиться наука.
   Стоит отметить, что по резульаттам IV Национального конгресса будет составлен итоговый документ, содержащий конкретные предложения по реализации сценария инновационного развития России. Он будет направлен в качестве рекомендательного в Комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ.
   ИА "Альянс Медиа"