15.10.2009 Власть и бизнес не смогли договориться по поводу ЕСН 15 октября в Торгово-промышленной палате РФ состоялся круглый стол по вопросу замены Единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами. Председательствующий на круглом столе вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков констатировал, что надежды на ЕСН в сегодняшнем виде, связанные с повышением уровня собираемости налогов и выводом зарплаты из тени, не сбылись. Поэтому принято решение вернуться к системе налогообложения, существовавшей несколько лет назад, но чреватой сегодня для бизнеса вполне определенными трудностями. Член Комитета Госдумы по собственности Екатерина Семенова убеждена, что увеличение ЕСН с 1 января 2011 г. до 34% больно ударит по малым и средним предприятиям, находящимся на специальных налоговых режимах. Совокупная нагрузка на фонд оплаты труда таких предприятий возрастет в 2,4 раза, в то время как в неравные условия с ними будут поставлены предприятия, пользующиеся общими режимами налогообложения, – нагрузка на них возрастет только в 1,3 раза, а также плательщики единого сельскохозяйственного налога, нагрузка на которых возрастет в 1,4 раза. Е. Семенова убеждена, что предприятия, попавшие под такой налоговый пресс, неизбежно станут применять схемы «налоговой оптимизации», приток инвестиций уменьшится, существенно сократится доходная часть бюджета, зарплата уйдет в тень, сократится количество рабочих мест, уменьшатся поступление налогов на доходы физлиц. Истинные доходы предприятий будут скрываться все чаще, и в результате многие малые предприятия будут вынуждены уйти с рынка. В условиях кризиса гораздо более эффективным решением было бы снижение ставки ЕСН до 13%, в результате чего расширение базы плательщиков ЕСН полностью компенсировало бы выпадающие доходы региональных и муниципальных бюджетов в размере 10-11 млрд руб. Е. Семенова считает, что необходимо стимулировать участие высокооплачиваемых работников в системе негосударственного пенсионного страхования. То, что Пенсионный фонд РФ будет заниматься проверками предприятий, по ее мнению, изрядно осложнит налоговое администрирование в целом. Исполнительный директор РСПП Федор Прокопов обратил внимание участников круглого стола на такие проблемы, как старение российского населения и возрастание в связи с этим социальной нагрузки на предприятия, а также дефицит кадров. «Реформа вроде бы затеяна ради увеличения доходов пенсионеров, однако следует знать, что ее сегодняшняя схема не решит проблему сегодняшних 40- и 50-летних работников, составляющих основную массу среднего класса страны», - сказал он. Ф. Прокопов убежден, что увеличение социальной нагрузки на бизнес не приведет к улучшению ситуации с «длинными» деньгами в стране. Совершенно непонятной, по его мнению, выглядит сегодня мера участия бизнеса в системе социального страхования. Ф. Прокопов выразил опасение, что министерства и ведомства России, готовящиеся сегодня к переходу на новую систему взимания ЕСН, не успеют проинформировать налогоплательщиков о том, как им следует себя вести с увеличившимися на 4 единицы формами налоговой отчетности: вместо 35 их будет 39. Председатель правления ТПП Республики Татарстан Шамиль Агеев убежден в том, что малые предприятия и индивидуальные предприниматели республики в результате вступления в силу 212 и 213 федеральных законов окажутся в крайне тяжелом положении. Он предположил, что ввод этих законов увеличивает доходы чиновничьего аппарата под предлогом защиты прав пенсионеров. Директор Департамента Минздравсоцразвития Сергей Афанасьев опроверг прозвучавшие доводы утверждением, что принятый летом закон достаточно сбалансирован и пересматриваться не будет, несмотря на увеличение нагрузки на бизнес. Страховые взносы, по его словам, существовали до 2000 года и начислялись на всю зарплату. С 2011 года ставка налога устанавливается даже на меньшем уровне. «Цели существующей системы взимания ЕСН достигнуты не были. И, честно говоря, они были мелковаты – упрощение отчетности, например. Но наибольшая драма произошла в 2005 г., когда снижение ЕСН существенно сократило источники социальных обязательств перед работающими на сумму в 3 трлн 350 млрд руб., 2 млрд из которых покрыло государство, но пенсионеры все равно недополучили примерно по 600 руб. в месяц», - констатировал С.Афанасьев. С тех пор, по его словам, фонд оплаты труда в России нисколько, несмотря на тогдашние прогнозы, не расширился, и по-прежнему составляет 22% ВВП. Зато в 2005 г. прибыль предприятий возросла с 24% до 29%. Сегодняшний закон подразумевает компенсации бизнесу в виде снижения налога на прибыль до 6%, чем будут компенсировано 50%-ное увеличение страховых взносов в 2011 г. Поскольку малые предприятия несут совершенно одинаковую с крупными социальную ответственность, никаких льгот им и пониженных ставок не предусматривается. Более того, специальные режимы налогообложения вводились в тот момент, когда в малом бизнесе трудилось 3 млн человек. Сегодня этих людей 12 млн, и никаких дополнительных рабочих мест малый бизнес в российской экономике не создал, считает С.Афанасьев, основываясь на том, что число занятых в экономике так и осталось прежним – 60 млн человек. А сами малые предприятия образовались на базе крупных, и 3/4 из них не имеют никакого отношения к производству. Минзравсоцразвития РФ предлагает снизить ставки по ЕНВД и другим специальным режимам налогообложения. Власть, таким образом, считает, что реализация 212 и 213 ФЗ не будет иметь катастрофических последствий для бизнеса, формы отчетности будут максимально унифицированными и привычными для налогоплательщика. В то же время вероятно, что проблемы возникнут как раз у проверяющей стороны – у Пенсионного фонда РФ, который должен перейти на обработку персональных данных, подтвержденных электронных цифровой подписью, то есть на удаленные формы отчетности. В любом случае работники пенсионного фонда, заверил Сергей Афанасьев, не будут врываться по ночам на предприятия МСБ, изымать документы и т.д. По мнению председателя Комитета ТПП РФ по инвестиционной деятельности Антона Данилова-Данильяна, вступление в силу 212 и 213 ФЗ существенно ухудшит инвестиционный климат в стране, пострадавшей от кризиса больше других стран, но продолжающей действовать вразрез с общемировым курсом на понижение налогового бремени. «Данное решение окончательно закрепляет сложившуюся систему российской экономики, отрицая ее истинные приоритеты – переход на инновационные рельсы. Сегодня огромное количество малых и средних предприятий переводит активы в другие страны или готовы это сделать. В результате увеличения налогового бремени пострадают и крупные предприятия, особенно имеющие сетевые структуры. Так как любой закон есть результат борьбы ведомств, остается констатировать, что никаких интересов, кроме ведомственных, при принятии данного закона не было учтено. Полагаю, что вступление в силу данного закона должно быть отложено, а искать дополнительных доходов следует в доходах от приватизации и займах», - сказал он. Главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова указала, что по состоянию на июль 2009 г. каждое 5-е малое предприятие уже закрылось, и отметила, что социальная и налоговая политика страны находятся в отрыве друг от друга. Она выступила сторонником сохранения регрессивной шкалы ЕСН и стимулирования предприятий к повышению производительности труда. Президент Стеклосоюза России Виктор Осипов сообщил о том, что настроения в бизнес-среде близки к паническим. По вопросу введения страховых взносов власть и бизнес и не пытаются понять друг друга, считает он: голос бизнеса, несмотря на усилия ТПП РФ, совершенно не слышен. Однако дискуссию, убежден В.Осипов, надо продолжать, настаивая на отсрочке вступления закона в силу. Здравый смысл, надеется президент Стеклосоюза, должен быть и у «Единой России». Подводя итоги, приходится констатировать, что участники круглого стола, однозначно высказавшись за отсрочку вступления закона в силу, не смогли переубедить единственного представителя власти – Сергея Афанасьева - в том, что эта отсрочка позитивно скажется на развитии экономической ситуации. Таким образом, обе стороны остались при своем, заранее сложившемся, мнении. ИА "Альянс Медиа" |