06.12.2006 ТПП РФ подводит итоги в преддверии съезда Предстоящий 8 декабря V съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации – знаковое событие для всей системы палат и своеобразная точка отсчёта, позволяющая показать то, что сделано, и определить, в каком направлении двигаться дальше. Вице-президент ТПП РФ С.Катырин считает, что за прошедшие после IV съезда пять лет палата сильно изменилась: налицо и качественные, и количественные изменения. База системы стала больше – почти в 1,7 раза увеличилось число предприятий и организаций, которые стали членами палаты. В четыре раза возрос объем услуг, которые оказывают предпринимателям российская и территориальные палаты. Повышение качества работы проявилось, прежде всего, в плане отдачи от работы комитетов ТПП РФ. Они стали более эффективно сотрудничать на этапе подготовки законопроектов и с Госдумой, и с правительственными структурами. В десятки раз возрос объем законопроектной работы, которая проходит через комитеты ТПП РФ. Многие депутаты являются членами комитетов ТПП РФ, возглавляют их. Это дает возможность палате лучше понимать логику законодателей по некоторым вопросам, их подходы. Также очень серьезно изменились и качественные, и количественные показатели работы палат в регионах. Число общественных формирований – комитетов, гильдий, комиссий, созданных при палатах, возросло за пять лет в несколько раз. Это привело к тому, что позитивно изменился характер обсуждения нормативной базы на региональном уровне. Рост объемов услуг территориальных ТПП происходит не только за счет традиционных видов деятельности – большинство палат предпринимают попытки освоить новые виды услуг, востребованных предпринимательством. Зачастую сами члены палат и предприниматели формируют заявки на услуги, которые становятся все более насыщенными интеллектуально. Сегодня это – подбор персонала, оценка бизнеса, подготовка бизнес-проектов, развитие информационных технологий, образовательные программы. "Работа по этим направлениям, конечно же, требует серьезной подготовки, более высокого качества кадров палат. А в итоге мы выходим на другой уровень отдачи от этих услуг, растут финансовые результаты", - подчеркнул С.Катырин. Кроме того, палата серьезно продвинулась в работе по укреплению горизонтальных связей. Происходит активное налаживание прямых контактов между субъектами российского бизнеса, между регионами. Весьма неплохо расширяются связи с зарубежьем, особенно с ближним. "Последние два года, на мой взгляд, отмечены большим количеством удачных бизнес-миссий в страны СНГ. Эти мероприятия сопровождались выставками, деловыми встречами, переговорами. И пошла отдача – подписаны многочисленные контракты, появились совместные проекты, многие из которых уже реализуются", - заявил он. Стоит отметить, что подобная деятельность подняла престиж ТПП. В ряде мест палаты – уже по поручению администрации – являются основными организаторами, например, выставочной деятельности. Им поручается организовывать эту работу и за пределами своего региона – в соседних областях, и за пределами страны – на заграничных площадках. ТПП обретают полномочия организаторов деловых миссий, конференций и т.д. Системе удалось наладить более плотный контакт с министерствами, которые заинтересованы работать с ТПП. Ряд соглашений, которые подписаны с различными министерствами и ведомствами, дал новый импульс в работе на местах. Это касается соглашений с Федеральной таможенной службой, с Федеральной антимонопольной службой, с Министерством экономического развития и торговли РФ, с Федеральной службой земельного кадастра России и т.д. В них сформулированы вопросы, которые должны и могут решаться на местах. "Хорошо, что появляется поле для совместной работы с госструктурами", - уверен вице-президент ТПП РФ. К примеру, работа с Министерством обороны по экспертизе товаров, которые закупаются для нужд вооруженных сил, что свидетельствует о том, что у палаты имеется огромный потенциал по сотрудничеству с государством в области госзакупок (контроль за качеством, количеством, своевременностью поставок и т.д.), которым не владеет ни одна структура в России и которого нет ни у одной компании. "Из того опыта, что мы наработали, можно уверенно сделать вывод – в России может произойти серьезное улучшение качества товаров, приобретаемых в процессе госзакупок. Сейчас это касается Минобороны, но такая работа может проводиться и МЧС, и госрезервом, и другими структурами, которые осуществляют государственные закупки", - подчеркнул вице-президент ТПП РФ. В программе деятельности ТПП сформулировано положение об ориентации предпринимательских организаций на инновационную деятельность. И эти годы палата постоянно уделяла внимание стратегии инновационного развития экономики. Пока эта работа не приносит палатам никаких дивидендов и представляет собой затратный механизм, необходимый для продвижения наиболее перспективных проектов, выходящих из научной среды. Требуется соединить науку и производство, чтобы научные разработки попадали в производство, да еще в рамках конкретных, осязаемых сроков. С.Катырин уверен, что есть много направлений деятельности, где остаются большие пласты неосвоенной работы как для ТПП, так и для предпринимателей, и для законодателей. Это формирование цивилизованной конкурентной среды, борьба с коррупцией, совершенствование антимонопольного законодательства, тарифо- и ценообразование на транспорте, в топливно-энергетическом комплексе, в стройиндустрии. Много проблем в сферах налогообложения, развития малого бизнеса, включая формирование законодательства о МП. Сфера малого бизнеса – предмет особого внимания ТПП РФ. "Последние пять лет мы приложили здесь немало усилий и будем поддерживать развитие малого предпринимательства. Представляется, что вместе с партнерами – союзами, ассоциациями – Палате удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Это касается и выработки упрощенной системы налогообложения, и решение ряда других вопросов, связанных с малым бизнесом. И все же нет удовлетворения от того, как выстроена политика государства в отношении малого предпринимательства. Даже закон о нем не принят! Хотя в ТПП законопроект разработан и в госорганах одобрили его концепцию, нас совершенно «не греет» то, что закон не только не принят, но даже не обсуждается в Госдуме. И это печально", - отметил он. "Не могу сказать, что в малом бизнесе сделаны революционные шаги, но некоторые проблемы совместно с МЭРТ удалось сдвинуть с места. В последние два года из Минэкономразвития пошли средства на создание инфраструктуры для инновационных предприятий малого бизнеса: бизнес-инкубаторов, технопарков. Когда на федеральном уровне произошли подвижки, ТПП ответила поддержкой этой тенденции на региональном уровне. Поскольку средства из федерального бюджета выделяются на такого рода проекты только в том случае, если равные же средства выделяются из регионального бюджета, палаты начали работу со своими администрациями по подключению к этим проектам. Нам кажется, что есть несколько ключевых мер, необходимых для развития малого предпринимательства. Первое – это упор на создание инновационных предприятий, которые пока недостаточно быстро и активно развиваются. Второе – создание условий для того, чтобы этих предприятий было гораздо больше. И третье – надо менять структуру МП: чтобы наибольшее число малых предприятий работали бы не в сфере торговли, как это происходит сейчас, а в отраслях промышленности – инновационных, строительных, научных и т.д. Этап, когда требовалось насытить рынок торговых услуг, миновал. Стране надо развиваться дальше", - считает С.Катырин. Подвела некоторые итоги своей работы перед съездом и Вологодская ТПП. Как считает президент ВТПП Г.Телегина, миссия палаты – содействовать формированию имиджа Вологодской области как привлекательного для бизнеса региона России с высокими экономическими возможностями, способствовать созданию рабочих мест, экономическому успеху членов палаты посредством защиты их интересов, предоставления информационных и деловых услуг. Следуя этому курсу, Вологодская ТПП активно претворяет в жизнь мероприятия, создающие благоприятные условия для развития малого, среднего и крупного бизнеса области. В течение нескольких лет на базе ВТПП успешно работает сайт палаты www.vologdatpp.ru. Обновление сайта производится еженедельно – добавляются новости, анонсы мероприятий палаты, обновляется членская база и раздел «Услуги», размещаются коммерческие предложения предприятий. В настоящее время ведется подготовительная работа по созданию параллельной англоязычной версии сайта. Н.Телегина сообщила, что с 1 августа 2005 г. добавился новый сетевой информационный ресурс палаты www.vologda.allbusiness.ru. Данный проект разрабатывался совместно с Национальным деловым партнерством «Альянс Медиа». Одним из приоритетных направлений деятельности ресурса является формирование и развитие инфраструктуры информационной поддержки предприятий-членов Вологодской ТПП. Данный проект позволяет при минимальных затратах получить всем представителям бизнеса комплексную информацию касающуюся различных аспектов предпринимательской деятельности. По словам Н.Телегиной, в 2002 г. вологжане-производители получили дополнительную возможность защиты своего продукта от фальсификатов: Вологодская ТПП обрела права на изображение под названием «Настоящий вологодский продукт». Для вологодской продукции, обозначенной данным товарным знаком, не требуется дополнительная сертификация, что позволяет предприятиям уменьшить затраты, сравнимые с продвижением собственного товарного знака. Для поддержки и пропаганды достижений малого бизнеса, а также создания благоприятного общественного климата, рассказывает Н.Телегина, Вологодская палата совместно с Правительством Вологодской области организовали конкурс «Вологодский предприниматель года». Конкурс проводится ежегодно, начиная с 2002 г. Предприниматели и организации борются в нескольких номинациях, в их числе: за освоение и развитие новых технологий в предпринимательской сфере, за выдающиеся результаты в деле продвижения торгового брэнда, за высокую положительную репутацию в российских и международных деловых кругах. В сентябре 2003 г. Вологодская ТПП приняла участие в соревнованиях между торговыми палатами в рамках конгресса ТП, который проходил в канадском городе Квебеке. По итогам ВТПП получила специальный приз в номинации «Лучший маркетинговый и информационный проект». Главная задача данного проекта была показать, как на практике палата содействует развитию межрегиональных и международных связей. В декабре этого же года в Вологодской ТПП стартовала постоянная выставка предприятий Вологодской области «Инновации. Производство. Рынок». Ее основная задача - демонстрация существующих и перспективных видов товаров, услуг, технологий и разработок предприятий и предпринимателей Вологодской области, а также пути продвижения на российские и зарубежные рынки. Еще один совместный проект палаты и областного правительства по поддержке малого предпринимательства, по словам Н.Телегиной, – создание в сентябре 2006 г. «Бизнес-инкубатора». Для малого бизнеса на льготных фиксированных условиях предоставляются площади для деятельности. Совместно с ООО «Союзпатент» - крупнейшей и старейшей в России компании на рынке патентно-правовых услуг – ВТПП в ноябре этого года выпустила сборник зарегистрированных товарных знаков более чем 100 предприятий Вологодской области. Благодаря этому изданию у производителей и потребителей товаров и услуг появилась возможность познакомиться с товарными знаками региона. Президент Вятской ТПП Н.Липатников уверен, что основная задача, которую должна выполнять торгово-промышленная палата - наличие чётко обоснованной позиции по тем процессам, которые происходят в Российской Федерации. "Если законы прорабатываются и принимаются без участия делового сообщества и затем наносят ущерб экономике России – мы не можем и не должны с этим мириться", считает он. Примеры тому - закон о долевом участии в жилищном строительстве. Другой пример - закон «О государственном регулировании производства и оборота спиртосодержащей продукции», который нанёс ущерб парфюмерно-косметической отрасли. "Я был и остаюсь сторонником того, что федеральная торгово-промышленная палата должна доводить свою позицию по принципиальным вопросам до президента страны, правительства, Государственной думы. Мне кажется, это одна из главных наших задач, то, ради чего палаты в общем-то и созданы", - подчеркивает Н.Липатников. Также, по его мнению, Торгово-промышленная палата России, объединяющая обширную сеть территориальных, муниципальных ТПП, имеет возможность обобщать лучший опыт в вопросах привлечения инвестиций, коммерциализации научных разработок, внедрения инновационных технологий, участия в приоритетных национальных проектах. Многое делается уже для того, чтобы этот опыт обобщать, но надо, чтобы он был доступен многим регионам. Глава Вятской ТПП считает, что торгово-промышленные палаты, помимо выполнения своих уставных задач, развивая собственные услуги, должны реализовывать совместные проекты с другими ТПП. Например, недавно прошедшая в Кирове конференция «Инвестиционные инструменты в экономической практике региона» показала потенциал интеллектуальных возможностей, которым располагает Кировская область, подчеркнула необходимость более активного использования имеющихся ресурсов. Мероприятие было подготовлено на высоком уровне и показало возможность ТПП более полно реализовывать свои функции на благо своего региона и других. "В мировой практике торгово-промышленные палаты, имеющие многовековую историю, остаются ведущими организациями, представляющими интересы бизнеса. И очень бы хотелось, чтобы и в России и за рубежом каждое предприятие, каждый член торгово-промышленной палаты мог уверенно и гордо говорить о том, что он принадлежит к нашей системе!", - подчеркивает Н.Липатников. ИА "Альянс Медиа" |