10.11.2009  Как помочь МСП России продвигать инновационную продукцию?

   Общий полный ответ на этот актуальный вопрос пытались найти участники секционного заседания «Механизмы рыночного продвижения инновационной продукции малого и среднего предпринимательства на межрегиональном и международном рынках». Оно состоялось 9 ноября в ТПП РФ в рамках Международной конференции «Инновации и инвестиции как эффективная основа конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса на внутренних и международных рынках».
   Руководитель секции, президент Международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова предложила собравшимся, в числе которых были предприниматели, представители органов законодательной власти, общественных организаций, высказать свое мнение о существующих проблемах в части продвижения инноваций МСП на внешних и внутренних рынках и предложить пути решения этих проблем.
   Стоит отметить, что многие представители бизнеса, прибывшие на конференцию из разных регионов страны, говорили о своих проблемах в такой тональности, что становилось понятно – наболело. Судя по их словам, отечественные малые инновационные предприятия производят высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию, удовлетворяющую даже западных специалистов, очень требовательных к качеству. Но продвигать ее как на отечественном, так и на зарубежном рынках весьма сложно.
   Как подчеркнул в своем выступлении генеральный директор ООО «Импульсные технологии» Виктор Бочков, в России интерес к инновационной продукции невелик из-за несовершенства потребительского рынка, неразвитости технологий производства. В основном из-за этого, подчеркнул предприниматель, его предприятие вынуждено экспортировать продукцию во многие страны мира – Японию, США, Канаду, Сингапур и другие. Казалось бы, это положительный факт. Однако при оформлении экспорта, отметил В. Бочков, возникают такие сложности в части налогов, подготовки отчетности, составления контрактов с партнерами, что легче отказаться от идеи продвижения товара на международный рынок. По его мнению, государство относится к ориентированным на экспорт компаниям, мягко говоря, без особой заинтересованности. Он считает, что необходимо изменить налоговую политику в отношении этих инновационных предприятий, убрать бюрократические препоны.
   Генеральный директор ООО «РЭМИК-2» Евгений Аллаш поддержал В. Бочкова в том, что качество продукции многих российских инновационных предприятий может соответствовать самым высоким критериям. В основе этой продукции - блестящие идеи. «Прагматичный западный мир подхватывает российские изобретения и с успехом внедряет их», - заверил предприниматель. У нас же инновационная деятельность тормозится из-за отсутствия интереса со стороны государства. Например, на законодательном уровне до сих пор не решен вопрос ноу-хау и прав на них. Вообще не рассматривается, считает бизнесмен, проблема экономического интереса авторов идей. Серьезным упущением является, по мнению Е. Аллаша, отсутствие положений о закупках инновационной продукции в ФЗ № 94. Неадекватность действий исполнительной власти по отношению к малому и среднему бизнесу, социально-экономический антагонизм «чиновник-бизнесмен», отсутствие заинтересованности управляющих структур в регионах – таковы, с точки зрения гендиректора ООО «РЭМИК-2», факторы, тормозящие продвижение инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынке. Для того чтобы изменить положение дел, заявил предприниматель, необходима политическая воля на модернизацию страны не на словах, а на деле.
   О необходимости государственной поддержки малым инновационным предприятиям сказал и глава компании «Диамех-2000» Игорь Радчик. По его словам, иногда доходит до абсурда - для крупных проектов, осуществляемых в России, приобретается дорогостоящее импортное оборудование, тогда как отечественные компании производят более качественные и дешевые аналоги. Для того чтобы пробиться на отечественный рынок, нужно потратить немало сил, заметил И. Радчик. Инновационным предприятиям, подчеркнул он, необходима реальная поддержка государства, особенно в части снижения чиновничьих барьеров.
   На заседании также прозвучала информация из разряда «в помощь предпринимателям». Так, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса Александр Ермошин отметил, что в России существует проблема дефицита необходимой информации для предприятий, которые желают выйти международный рынок. Для ее решения, сообщил он, Россия подключилась к обширной Европейской бизнес-информационной сети. Была подана заявка, разработанная консорциумом из трех организаций, – Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Союза инновационных технологических центров России и Российской сети трансферта технологий, а позже подписано соглашение о создании в России представительства сети. Основная задача сети, сообщил А. Ермошин, - предоставление предприятиям бесплатной информации о том, как выйти на международный рынок, в первую очередь, на рынки стран Евросоюза. Бизнес может получить данные о законодательстве этих стран, требованиях их рынка, бизнес-конкурсах и т.д. Е. Емельянова отметила, что создание единого информационного пространства – это очень важный, не решенный до конца вопрос. Европейская бизнес-информационная сеть является, по ее мнению, своего рода «кирпичиком», заложенным при строительстве этой информационной системы.
   Кроме того, на заседании было затронута тема создания в среде малого инновационного предпринимательства кластеров. Многими было отмечено, что кластеры – это весьма перспективная форма ведения бизнеса, использованию которой в полной мере мешает отсутствие законодательной базы.
   В заключение Е. Емельянова предложила озвучить на пленарном заседании тезисы о несовершенстве ФЗ № 94 в части госзакупок высокотехнологичных товаров, о необходимости создания отраслевого реестра инновационной продукции, о целесообразности создания кластеров с сфере малых инновационных предприятий, о снятии административных барьеров, особенно тех, что связаны с экспортом высокотехнологичных товаров. Участники заседания поддержали эти предложения.
   ИА "Альянс Медиа"