19.07.2010  С.Катырин: финансирование региональных программ даст толчок развитию МБ

   В последнее время в государственной политике стала очень популярной тема модернизации, перехода к инновационной экономике. Помимо реализации масштабных проектов вроде создания аналога американской "Силиконовой долины" в Сколково, государство возлагает большие надежды в вопросе внедрения инноваций на малый и средний бизнес.
   По словам вице-президента ТПП РФ Сергея Катырина, принимавшего участие в заседании Ассоциации торгово-промышленных палат ЮФО в Ростове, в последние 2-3 года государство предприняло беспрецедентные меры по поддержке малого и среднего бизнеса, сделало первые шаги в направлении создания законодательной основы для развития инноваций. Однако пока еще в России, несмотря на наличие инновационных предложений и новейших разработок, рынка инноваций не существует, считает Сергей Катырин, сообщает агентство "Южный регион".
   В.: Сейчас активно проводится политика по поддержке малого бизнеса. Насколько она эффективна, каковы результаты?
   
О.: В последние 2-3 года государство предприняло беспрецедентные шаги по количеству выделенных средств, по количеству предпринятых мер, в том числе и в законодательном плане. Я думаю, что за предыдущие полтора десятка лет не было столько сделано, сколько за последние 2-3 года. Средства, которые выделяются на развитие малого бизнеса, увеличились кратно, в первую очередь на создание инфраструктуры для поддержки малого бизнеса. Закон о малом бизнесе изменен и сейчас действует закон, который регламентирует деятельность микропредприятий, малых и средних предприятий. Принят ряд законов, идущих в развитие закона о малом бизнесе, например закон о микрофинансировании, который открывает возможности для микрофинансовых организаций.
   В.: Какие сдвиги могут произойти в микрофинансировании в ближайшее время?
   
О.: Я думаю, что закон о микрофинансировании должен улучшить ситуацию с развитием микрофинансовых институтов. Потому что запросы сумм, которые можно отнести к микрозаймам, они кратно больше, чем существует механизмов, чтобы их удовлетворить. Думаю, что это позволит расширить спектр предприятий, которые могут получить такого рода финансы. Микрофинансы для банков неинтересны, поскольку для них они слишком маленькие, слишком хлопотные, за спиной у заемщика нет собственности и т.д. Для микрофинансовых институтов это ситуация более простая, потому что те, кто в этой сфере работает, знает своих заемщиков, что называется, "в лицо".
   Думаю, что средства, которые сейчас направляются под программы, которые есть в регионах, на условиях софинансирования (часть - из бюджета регионов и часть – из федерального), на создание бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д., дадут толчок развитию малого бизнеса.
   К сожалению, кризисный год негативно сказался в том числе и на малом бизнесе. Мы не получили какого-то прироста, хотя мы и не получили падения благодаря усилиям государства. То есть в количественном плане мы сохранили статус-кво. Хотя есть вещи, которые позитивными не назовешь: на 10-15% снизились инвестиции в малый бизнес. Это я бы назвал одним из основных негативных фактов, которые могут быть. Инвестиции в основной капитал – это основной показатель развития предприятия. У нас уменьшилось количество малых предприятий, хотя, может быть, увеличилось число микропредприятий.
   В целом - год непростой. Меня, например, очень сильно беспокоит ситуация с малыми инновационными предприятиями. Был принят очень хороший закон о развитии малых инновационных предприятий при вузах и НИИ, но не были приведены в соответствие с ним Гражданский кодекс и ряд других нормативных актов, поэтому данный закон не может работать в полную силу В.: Но ведь такие предприятия все-таки существуют?
   
О.: Их единицы. Если брать нашу огромную страну и говорить о том, что у нас есть, к примеру, 200 предприятий, которые работают при вузах — это просто смешно. 200 предприятий - это хорошо для одного вуза или хорошего университета, а для РФ, для нашего количества вузов и научного потенциала это смешная цифра.
   В.: Значит, потенциал есть?
   
О.: По потенциалу тех, кого мы готовим, я могу сказать следующее: если вы посмотрите итоги каких-нибудь всемирных олимпиад по программированию или математике, фундаментальным наукам, то вы увидите, что среди призеров там всегда есть российские студенты и выпускники. То есть высокий научный потенциал у нас есть.
   В.: Здесь невольно вспоминается такая проблема, как "утечка мозгов". Насколько актуальна эта проблема сейчас?
   
О.: К сожалению, это факт, что сегодня наша законодательная база не способствует тому, чтобы каждый мог свою идею реализовать в стране. Если говорить о рынке инноваций — у нас в стране нет рынка инноваций. Просто нет. У нас есть предложение, есть люди, которые изобретают, которые придумывают, хотят что-то сделать, но у нас нет спроса, потому что не стимулирован наш бизнес на то, чтобы внедрять инновации. А не стимулирован он по одной простой причине: на Западе его подталкивает на это высочайшая конкуренция, и те, кто хочет в ней побеждать, он должен всегда думать о том, чтобы внедрять новое: новые технологии, новую технику, новые программные продукты. У нас конкуренция или слабая, или ее вообще в некоторых отраслях нет. Если мы возьмем газо- нефтедобычу — ее там просто не существует, этой конкуренции. У нас есть ряд компаний, которые этот рынок держат. И стимулов для того, чтобы "Газпрому" или нефтяным компаниям что-то новое внедрять, практически нет.
   В.: На ваш взгляд, можно ли решить эту проблему? О.: Конечно. Я думаю, что прежде всего государство на законодательном уровне должно отрегулировать этот вопрос. У нас ведь есть сферы, где очень слабая конкуренция, где доминируют те или иные предприятия. И есть сферы, где конкуренция очень высока. Например, в хлебопечении. В Москве цену сильно не задерешь, например, поскольку там очень много производителей хлеба. Мы проводили анализ, и выяснилось, что в Москве хлеб стоит меньше, чем во многих других регионах, потому что здесь очень высокая конкуренция. Значит, должен быть стимул, обрисованный государством для предприятий - что они будут иметь от применения инноваций.
   В.: Есть ли перспективы создания такого стимула?
   
О.: Конечно. Есть ряд стран, которые не только 100% вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки освобождают от налогов, но даже еще больше. В Австралии сто с лишним процентов вложений освобождается от налогов, то есть если ты вложил один миллион, то, условно говоря, миллион двести твоих вложений освобождается от налогов. Но у нас таких стимулов нет. Если они появятся, то появится и какое-то движение. Потому что бизнес всегда ищет, где выгодно. Если будет выгодно вкладывать в инновации, одновременно продвигаясь вперед и развивая свое предприятие, то, конечно, будут вкладывать. Появится какой-то рынок, спрос на инновации. А сегодня мы, упуская тех, кто что-то изобрел, потом эти инновации под чужим брендом получаем из-за границы.
   ИА "Альянс Медиа"