26.10.2010 Малый бизнес сможет «порулить» законодательным процессом Малый и средний бизнес может и должен принять участие в оценке регулирующего воздействия проектов актов, подготавливаемых федеральными органами исполнительной власти. Об этом на заседании президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» сообщил директор недавно созданного Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ Алексей Херсонцев. Стоит пояснить, что само понятие «регулирующее воздействие» означает, насколько принятие того или иного законодательного акта увеличит нагрузку на бизнес. А.Херсонцев сообщил, что приказом МЭР от 31 августа утвержден порядок подготовки заключений об оценки регулирующего воздействия проектов актов, подготавливаемых федеральными органами исполнительной власти. Оценка затронет проекты актов в области государственного контроля и надзора, а также проекты актов, устанавливающих обязательные требования к продукции, процессам ее производства, иные требования к осуществлению предпринимательской деятельности. Главная цель оценки - выявить в проекте акта положения, которые приведут к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам как для бизнеса, так и для бюджетной системы Российской Федерации. По словам главы нового департамента Минэкономразвития, наиболее важным моментом в утвержденном порядке является обязательное привлечение представителей бизнес-сообщества к проведению оценки регулирующего воздействия на стадии разработки акта. Во время подготовки заключений будут проводиться публичные консультации в двух формах. Во-первых, проект нормативного акта будет размещен на сайте Минэкономразвития России, где заинтересованные лица смогут обозначить свою позицию в отношении данного проекта и внести предложения по его доработке. Во-вторых, проект будет направляться в бизнес-ассоциации, такие как ТПП РФ, РСПП, ОПОРА РОССИИ и "Деловая Россия". Данные организации обеспечивают сбор позиций и комментариев по проекту от максимального числа представителей бизнеса. Таким образом, в заключении по принимаемым законодательным актам будет учтено мнение предпринимательского сообщества. Как пояснил А.Херсонцев, подобная практика широко распространена в странах ЕС, где административное бремя для местных предпринимателей, связанное с выполнением различных формальностей административного характера, оценивается в 123 млрд 760 млн 800 тыс. евро. Это примерно 60% от объема доходов бюджета стран ЕС на 2011 год. В ЕС предполагается последовательное снижение этой цифры до 30%, так как проблема снижения административных барьеров для бизнеса в ЕС стоит на первом месте в плане реформы совершенствования регулирования предпринимательской деятельности. По словам директора Департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития РФ, аналогичные инструменты отслеживания последствий принятия законов внедряются и в России. «С помощью механизма оценки регулирующего воздействия мы сможем выявлять избыточные административные ограничения еще на стадии принятия акта, а не устранять их впоследствии. На первом шаге решено, что оценка регулирующего воздействия будет проводиться на стадии согласования предлагаемого проекта акта. При этом срок согласования - всего 30 дней. Но в дальнейшем мы намерены перенести оценку уже на стадию проектирования», - пояснил он. А.Херсонцев особо подчеркнул, что новый департамент рассчитывает на активное участие предпринимателей в обсуждении проектов актов, поскольку именно бизнесмены заинтересованы в устранении необоснованных административных барьеров, создании эффективной системы государственного регулирования в экономике. Благодаря разработанной методике оценки регулирующего воздействия новые правовые акты будут всесторонне анализироваться по следующим параметрам: цели проекта акта и их соответствие программным документам Президента и Правительства Российской Федерации; проблема, которую решает новое правовое регулирование, возможность ее решения альтернативными и менее затратными для предпринимателей средствами; соотношение выгод от принятия акта и издержек на его реализацию; риски и возможные негативные последствия для экономики страны в целом, конкретных отраслей и предпринимателей; возможные расходы для бюджетной системы страны. Заключения по проектам актов будут публиковаться в открытом доступе на сайте Минэкономразвития России. Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергей Борисов пояснил, что на счету предпринимателей - не одно необдуманно принятое законодательное решение госструктур. «Подобные решения ни коим образом не отражали, к каким последствиям для бизнеса приведет та или иная принимаемая законодательная инновация. Бизнес должен учиться жить в предсказуемом мире, а для этого нужна четкая система экспертизы оценки законов на стадии разработки», - считает он. В заключение С. Борисов напомнил, что решение о необходимости проводить экспертизу законодательных актов бизнес-сообществом было принято в рамках проводимой административной реформы. В частности, ее инициатором был глава Комиссии по административным реформам, а ныне мэр г. Москвы Сергей Собянин. Единственное, что огорчает С. Борисова, - это то, что в перечне структур, актам которых будет даваться оценка, исключены налоговые органы. «Тем не менее львиную долю принимаемых регуляторами решений мы сможем сканировать», - заключил президент ОПОРЫ. ИА "Альянс Медиа" |