15.02.2007 Общественная палата: реформе технического регулирования угрожает остановка 14 февраля в Общественное палате РФ состолся круглый стол по вопросу целесообразности корректировки Федерального закона «О техническом регулировании», который в пятницу, 16 февраля, будет проходить процедуру второго чтения в Госдуме РФ. Член Общественной палаты Григорий Томчин считает, что вопрос корректировки закона является и «чисто техническим», с одной стороны, и «социально-значимым, с оттенком определенной скандальности», с другой. «Реформа, заключенная в законе, глубинная, многое определяющая, но в обществе пока нет понимания ее значимости», – уверен Г.Томчин. Он привел краткий экскурс в историю стандартов, напомнив, что «из 18 млн советских чиновников 11 млн занимались контролем качества, тем не менее 80% принятых и обязательных стандартов на местах не исполнялось». Российская же система стандартов развивалась в 90-е гг. «снизу», и государство не имело к ней «никакого отношения», т.е. до закона о техническом регулировании требования к продукции и процессам регламентировались федеральными законами «О промышленной безопасности», «О пожарной безопасности» и пр., государственными и отраслевыми стандартами, ведомственными актами. Закон о техническом регулировании в изначальной трактовке разделяет зоны ответственности: государство отвечает за безопасность, контролирует исполнение обязательных требований к процессу производства и качеству продукта, а бизнес – за все остальное, причем в добровольном порядке. В этом процессе государство вырабатывает "национальные стандарты", которым соответствуют лишь некоторые из корпоративных стандартов. Судя по поправкам, вносимым в закон о техническом регулировании, отметил Г.Томчин, процессы, не связанные с обязательными требованиями к продукту, выпадают из правовой зоны, и, таким образом, получают двоякое юридическое толкование. Но в статье 7 закона четко заявляется о недопустимости регламентации требований к конструкциям и их качеству. Государство таким образом «уклоняется от контроля безопасности процессов, что является опасной тенденцией в принципе», констатировал Г.Томчин. Это означает наличие лишь косвенного контроля безопасности процессов, например, при особо опасных производствах. Как следствие, правомочия по регулированию процессов отчасти передаются ведомствам, что противоречит принципам технического регулирования. ТПП РФ в этой ситуации занимает промежуточную позицию между РСПП и «Деловой Россией», сообщил Г.Томчин, где интересы крупных производителей отстаивает РСПП, а малых и средних – «Деловая Россия». Известно, что крупный бизнес может выправить правила технического регулирования «под себя» таким образом, чтобы задушить малых и средних конкурентов, традиционно далеких от власти. В недавних поправках к закону о техническом регулировании определяется, что принимать правовые акты по техническому регулированию будет, по словам Г.Томчина, противоречащая Конституции РФ специальная комиссия, состоящая из представителей законодательной власти и экспертов. «Экспертизы в правительстве готовят те, кто занимается контролем. Реформа же направлена как раз на сокращение влияния ведомств, поэтому перевод принятия регламентов на уровень правительства будет означать остановку реформы», - считает Г.Томчин. ИА "Альянс Медиа" |