03.12.2009  ТПП РФ: медиация в России должна быть узаконена как можно скорее

   Необходимость развития медиации в России отметили участники международной конференции об использовании медиации при урегулировании коммерческих споров, состоявшейся 3 декабря в ТПП РФ при поддержке Министерства юстиции США.
   Открывая конференцию, вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков отметил необходимость изучения опыта медиации в других странах.
   «В Аргентине, например, 52% экономических споров разрешается силами посредников-медиаторов, а что касается США, то эта страна является родоначальницей медиации. Минюст США помог нам и в подготовке данного мероприятия. Надеемся, что опыт наших зарубежных партнеров послужит скорейшему развитию медиации в России», - сказал В.Исаков.
   Постоянный представитель по правовым вопросам Министерства юстиции США Томас Файрстоун сообщил, что американское правительство крайне заинтересовано в развитии медиации в России.
   «Дело в том, что компании США, работающие на российском рынке, нуждаются в снижении издержек, и ничто так не снижает их, как медиация. Она разгружает судебную систему, экономит время и деньги бизнесменов. Было бы неверным, конечно, утверждать, что американская система медиации совершенна и не нуждается в совершенствовании, потому мы внимательно относимся к любому зарубежному опыту в этой области», - заметил Т.Файрстоун.
   Советник Президента РФ, член-корреспондент РАН Вениамин Яковлев напомнил об опыте досудебного урегулирования экономических споров в Российской Империи.
   «Мы просто забыли о судебной реформе 1864-го года, после которой и у нас заработали коммерческие суды, внесшие огромный вклад в формирование русской правовой культуры. А что представляли собой товарищеские суды, суды чести для военных, комиссии по трудовым спорам, существовавшие в СССР, как не институты медиации? Убежден, что конфликты должны улаживаться самими конфликтующими сторонами, а если стороны не могут договориться, в урегулировании должен принять участие специалист-посредник», - полагает В.Яковлев.
   Самыми приспособленными для участия в посредничестве между сторонами он счёл уважаемых в юридическом сообществе адвокатов и судей в отставке.
   «Мы должны соблюсти четыре условия. Первое - доказать необходимость медиации как института гражданского общества самому обществу. Второе - обратить к медиации бизнес-сообщество, слишком медленно «дозревающее» до внесудебного решения своих споров. Третье - обеспечить достаточное количество самих медиаторов. Четвёртое - убедить государство поддерживать эти начинания», - перечислил В.Яковлев.
   Он считает медиацию более совершенным механизмом урегулирования конфликтов в силу того, что медиация гармонизирует позиции сторон, а не утверждает победу одной стороны над другой, как это делают в согласии с законом суды.
   Член совета директоров Итальянского общества по урегулированию споров при помощи посредника «СИМЕД» («SIMED»), член коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ профессор Микеле Де Мео рассказал, что медиация в Италии гораздо выгоднее для юриста, чем работа в суде.
   «Если учитывать расценки на посредничество, это просто путь к богатству, если, конечно, посредник добивается уважения в юридической и, что важнее, экономической среде», - указал М.Де Мео.
   Член президиума Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ Алла Большова высказалась за активизацию федеральной целевой программы по развитию российской судебной системы, принятой в 2006-ом году и рассчитанной на 2007-2011 гг., где отдельным блоком было предусмотрено развитие медиации.
   «Государство, к сожалению, практически не занимается данной проблемой. Не принят Госдумой и законопроект о медиации, разработанный ТПП РФ. Не работает пока в полную силу и коллегия, в которой я участвую, но я готова приходить в ТПП раз в неделю для оказания бесплатных консультаций. Может быть, тогда медиация сдвинется с места», - понадеялась А.Большова.
   Заместитель начальника Государственно-правового управления президента Российской Федерации Сергей Пчелинцев возразил Алле Большовой в той части ее тезиса, что государство мало занимается развитием медиации.
   «Могу заявить, что одними из первых шагов Президента РФ Медведева были как раз предложения по созданию Совета по противодействию коррупции, а также по созданию рабочей группы по совершенствованию законодательства в отечественной судебной системе», - заявил С.Пчелинцев.
   За полтора года работы группы, по его словам, был принят совершенно беспрецедентный даже для развитых стран закон о свободном доступе к информации судов РФ.
   «Мы дали отрицательный отзыв на законопроект о медиации, разработанный в ТПП РФ, но считаем необходимым учесть не только опыт коллег из ТПП, но и обобщить зарубежный опыт медиации при создании новой версии законопроекта. В нашем исследовании приняли участие Италия, Южная Корея, Канада», - сообщил С.Пчелинцев.
   Он привел следующие цифры: в России работает 35 тыс. судей, рассматривающих сегодня 10 млн дел, а в Южной Корее с населением в 50 млн человек судей 10 тыс., и нагрузка на них куда меньше.
   «Нельзя увеличивать количество судей экстенсивно - бюджет не бесконечен. Мы должны развивать медиацию хотя бы ради простейшей экономии, не говоря уже о культуре разрешения споров, которая непременно вырастет, если медиация приживётся», - полагает С.Пчелинцев.
   Он поставил перед законодателями и экспертами ряд проблем, пока не разрешенных.
   «Функции надзора за медиаторами некоторые эксперты считают возможным отнести на уровень саморегулирования, другие полагают, что медиаторам нужно изначально задать жесткие контрольные рамки. Неразрешима пока и модель медиации с точки зрения количества медиаторов на один спор. В Южной Корее медиаторов всегда двое – по одному с каждой стороны, а в Евросоюзе – всегда один. Далее – как аккредитовывать медиаторов: при судах или при СРО? Должны ли медиаторы быть универсалами или следует учесть специфику их деятельности и сразу разбить на определенные категории? Наконец, какими должны быть правила медиации, перечень доступных процедур, их алгоритм? Все эти вопросы нуждаются в серьезнейшей проработке», - заключил С.Пчелинцев.
   Участники конференции подготовили резолюцию, адресованную законодателям страны, призывающую предпринять все возможные усилия для развития в России этого гибкого института урегулирования экономических споров.
   ИА "Альянс Медиа"