29.04.2005  Региональная законодательная власть считает необходимым проводить правовой мониторинг действующего законодательства

   В четверг в Московской городской думе состоялся межрегиональный практический семинар на тему: «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах РФ: опыт и пути совершенствования». Представители законодательной власти из различных регионов РФ собрались с тем, чтобы определить основной круг проблем законотворческой работы, а также правоприменительной практики.
   Мероприятие провел председатель Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Геннадий Бурбулис.
   Обсуждение начал председатель Комиссии МГД по законодательству Александр Семенников. Ранее, когда наблюдался процесс становления регионального и федерального законодательства, проблема мониторинга не стояла так остро, сегодня же ее актуальность не вызывает сомнений. А. Семенников напомнил, что в очередном Послании Федеральному Собранию Президент РФ поставил задачу «создания эффективной правовой политической системы как условия развития в стране подлинной демократии». «Практика показывает, что без постоянного системного наблюдения, оценки и прогноза правового пространства, действия законов вряд ли можно успешно решить поставленную президентом задачу», - сказал А.Семенников.
   Он рассказал, что в Москве с 1994 года МГД приняла 582 закона, в настоящее время действует 159 законов. О качестве законов города Москвы свидетельствует число судебных решений, считает он. За время действия МГД в суды поступило 145 заявлений, оспаривалось 66 законов г. Москвы. Противоречащими федеральному законодательству признаны 22 закона, их них только 3 в целом и 16 частично. Основная причина такого противоречия заключается в опережающем развитии московского законодательства по сравнению с федеральным.
   А.Семенников подчеркнул, что каждый третий закон г. Москвы относится к экономической сфере, каждый пятый – к социальной, 13 законов относятся к жилищной сфере, 11 законов регулируют строительноство в городе, 7 законов – экологическую обстановку в городе.
   Вместе с тем постоянно меняющееся федеральное законодательство влечет за собой изменения в законы г. Москвы. По этой причине и в целях дальнейшего совершенствования планирования, организации и повышения эффективности законотворческой деятельности в г. Москве, улучшения работы по правовому информированию населения в апреле 2005 года была принята Концепция совершенствования законодательства города Москвы и соответствующее постановление мэра Ю.Лужкова. А.Семенников рассказал, что в соответствии с данной концепцией предполагается создать в городе единую систему правового мониторинга, как постоянного комплексного анализа правового пространства г.Москвы. Главная цель такого анализа, как отметил он, - оценка эффективности законодательства и его последующая оптимизация.
   Предположительно основными формами мониторинга станут: внедрение в практику работы органов исполнительной власти обязательной подготовки правовых актов о мерах по реализации принятых законов г. Москвы и разработке программ правового мониторинга, изучение судебной практики по применению законов города, проведение социологических исследований среди населения города о качестве законодательства и проблемах с которыми сталкиваются москвичи при его применении. По результатам мониторинга будут составляться специальные сводные материалы, основные положения которых предполагается включать в ежегодный доклад мэра г. Москвы о деятельности органов исполнительной власти.
   А. Семенников подчеркнул, что конкретные предложения по организации правового мониторинга и подготовке соответствующей законодательной базы для его проведения должны быть представлены в правительство Москвы в трехмесячный срок. Однако, как заявил он, МГД уже сейчас могла бы не принимать новые законы без представления информации-справки о мониторинге общественных отношений от соответствующего комплекса г. Москвы и не вносить изменения в закон до тех пор, пока не будет представлен результат мониторинга действующего закона. Достаточно лишь внести соответствующие поправки в закон «О законах г. Москвы и постановлениях Московской городской думы».
   Депутат МГД Александр Крутов рассказал, что предмет правового мониторинга уже существует. Так, МГД выпускает Собрание законодательных актов города Москвы тиражом 1000 экземпляров, где законодательные акты систематизируются по отраслям применения. Однако МГД всерьез задумывается о создании электронной версии такого сборника с тем, чтобы обеспечить доступ всех заинтересованных лиц к текстам законов.
   В работе семинара принял участие вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Исаков. Он подчеркнул, что важным является и то, что следует вкладывать в понятие правового мониторинга. Это, по его мнению, не только наблюдение за действующим законодательством, но и его анализ, внесение коррективов и т.д. Именно поэтому, считает В.Исаков, важно определить границы правового мониторинга. Он отметил, что в стране уже существует развитая система экономического, социального мониторинга, существует статистическая отчетность, которую нельзя не учитывать.
   В.Исаков считает, что необходима методология составления правового мониторинга и использования его результатов.
   Он заявил, что регионы в значительной степени продвинулись в процессе подготовки и использования системы правового мониторинга законодательства, в то время как на федеральном уровне идет «сворачивание интеллектуальной поддержки законодательной деятельности». Он заявил: «Самая главная проблема заключается в том, кому нужна эта работа, кто ее заказывает, кто и как ее будет использовать. Пока этого не будет сделано, вся система правового мониторинга работать не будет».
   Не менее важным В.Исаков назвал необходимость разработки научной методологии и использования результатов правового мониторинга. Он также подчеркнул, что нельзя в основу законодательной деятельности ставить лишь задачи, обозначенные в послании ФС Президента РФ, так как послание учитывает лишь часть важнейших задач, стоящих перед страной.
   Представители Самарской, Калининградской, Тюменской дум постарались очертить на семинаре круг проблем, связанных с принятием и применением законодательства в регионах. Они согласились, что система правового мониторинга законодательства необходима. Звучали мнения о необходимости такого наблюдения и анализа за работой законодательства не только в субъектах РФ, но и на федеральном уровне. Поступило предложение объединить информационные ресурсы законодательной власти в регионах с тем, чтобы в дальнейшем поработать над созданием единой электронной базы федеральных и региональных законодательных актов. Кроме того, на семинаре была затронута необходимость проведения работы по разъяснению норм законодательства населению, а также возможное предоставление бесплатных юридических консультаций на местах.
   Итог обсуждения подвел Г.Бурбулис. Он подчеркнул, что региональная законодательная власть сошлась во мнении относительно необходимости проведения правового мониторинга действующего законодательства. Кроме того, по его словам, в регионах считают, что следует запретить принятие законопроектов сразу в трех чтениях без соответствующей системной экспертизы. Положение о проведении правового мониторинга действующего законодательства, по его мнению, необходимо оформить законодательно, так же законодательно определить ответственность за реализацию законов.
   Проведенное мероприятие было решено сделать ежегодным. Обсуждение актуальной темы планируется продолжить на Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики», которая состоится в июне 2005 года.
   ИА "Альянс Медиа"