14.09.2009 Россия, Беларусь и Казахстан движутся к созданию Таможенного союза Проблематику создаваемого Таможенного союза трех стран – России, Беларуси и Казахстана – обсудили участники круглого стола, состоявшегося 14 сентября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин заявил, что идею Таможенного союза трех стран поддерживают практически все предприниматели, однако у них остается множество вопросов к процедурам, а также конкретных опасений, связанных с будущим устройством взаимной торговли в части нормативной базы и конкретного ее правоприменения на местах. «В ТПП РФ после публикации первичной версии Таможенного кодекса пришла масса замечаний, однако если сейчас обсуждать каждое из них, процесс создания Таможенного союза может ощутимо замедлиться. Тем не менее на дискуссионных площадках ТПП РФ можно будет в форсированном режиме обсудить самые главные проблемы», - заметил С.Катырин. Он поставил вопрос о режимах наибольшего благоприятствования во взаимной торговле между странами-членами будущего Таможенного союза, действующими и поныне. «Предпринимателей интересует, что станется с партнерскими отношениями, установившимися за долгие годы сотрудничества, как отнесутся к слому торговых барьеров партнеры из дальнего зарубежья», - добавил С.Катырин. Проблема состоит еще и в том, что 60% экспорта Беларуси и 90% экспорта Казахстана совпадает с экспортом России. «Не возникнет ли здесь обостренной конкуренции, пока не ясно. Требует проработки и высказанная министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной идея создания Координационного совета по работе Таможенного союза. Ни устава его, ни членов пока ни в каких вышедших нормативных документах не зафиксировано», - заключил С.Катырин. Начальник Аналитического управления Федеральной таможенной службы (ФТС РФ) Владимир Ивин, подчеркнув необходимость создания Таможенного союза в связи с дополнительными конкурентными преимуществами, которые он придаст странам-участникам, отметил, что путь к Таможенному союзу на практике Россия, Беларусь и Казахстан хотят пройти в десять раз быстрее, чем страны Евросоюза, - за полтора-два года. «Остаётся заметить, что замелькавшее в прессе выражение «перенос контроля на внешние границы Таможенного союза» является, скорее, слэнгом: речь идет об отмене лишь отдельных видов контроля поступающих на территорию сопредельных стран и с их территории товаров, которые уже подверглись проверке наших коллег в этих странах. Унифицируя показатели, мы добьёмся проведения разовых проверок товарных партий, что минимизирует издержки», - разъяснил В.Ивин. Он заметил также, что в области унификации показателей куда легче добиться консенсуса с Беларусью, нежели с Казахстаном. «Мы будем добиваться унификации режимов взаимного пропуска, создания единых норм регулирования на таможне и единых же механизмов распределения таможенных пошлин внутри Таможенного союза. С 1 июля 2010-го года контроль должен быть снят с российско-белорусской границы, а ровно через год, 1 июля 2011-го года, – с российско-казахстанской», - сообщил В.Ивин. Казахстанская сторона, по взаимному соглашению, прорабатывает сейчас общий Таможенный кодекс, пользуясь тем, что принципы таможенных кодексов двух стран весьма схожи, в то время как в Беларуси таможенное законодательства значительно отличается от российского. «Общий Таможенный кодекс должен быть по возможности документом самого прямого действия, однако сегодня ссылок на другие нормативные акты стало так много, что система состоит из шести уровней. На высшем – Таможенный кодекс, обладающий статусом международного договора, ниже - решения комиссий Таможенного союза, еще ниже – российские законы и постановления российского правительства и т.д.», - пояснил В.Ивин. Для перехода к работе в режиме нового ТК потребуется определенный переходный период. «Предвидим, что инструкции и постановления будут часто содержать фразы вроде «применяется российское законодательство в части, не противоречащей законодательству Таможенного союза», что сделается проблемой на уровне непосредственного исполнения. Не каждый таможенный инспектор является юристом, не каждый сумеет понять, как ему действовать в данной обстановке», - предвидит В.Ивин. На сегодняшний день активная работа ведется ведомствами РФ в отношении товаров третьих стран. Несколько «зависла» в связи с этим проблематика собственно российских, белорусских и казахстанских товаров, обращающихся внутри Таможенного союза. «Наша тарифная политика различается тем, что в Беларуси и Казахстане почти нет экспортных пошлин, за исключением российских товаров, что следуют с их территории в третьи страны, а доходы от экспорта составляют чуть ли половину доходов российского бюджета. Конкретнее – 60% сборов ФТС РФ и более половины доходов ФНС РФ», - заметил В.Ивин. Он предупредил возникновение совершенно легальных схем беспошлинной продажи, например, российского леса казахстанским предпринимателем в Китай, в то время как экспортная пошлина на лес в России непрерывно и ступенчато поднимается. Вызывает также вопросы функционирования свободных и особых экономических зон на границах трех стран. «Мы не должны создать неравную конкуренцию, тем более, что система поощрения бизнеса в Беларуси ушла далеко вперед и касается даже ставок аренды. Неясно пока, как именно будет осуществляться политика в отношении таможенных терминалов, сохранится ли понятие «резидентства» при создании Таможенного союза», - заключил В.Ивин. Ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев дал более оптимистическое видение проблем. «Не стоит драматизировать: в течение всех этих месяцев мы точно следуем по графику интеграции. С 1 января 2010 года единый таможенный тариф (ЕТТ) будет введен в массовую практику. Наша комиссия получила наднациональные полномочия и вплотную занимается не только ЕТТ, но и товарной номенклатурой, тарифным и внетарифным регулированием, сбором сведений для ведения собственных баз данных», - заверил С.Глазьев. По его словам, все решения комиссии будут согласовываться с исполнительными органами стран-участниц во всех нюансах нового уровня экономических отношений – например, в области технического регулирования и санитарного контроля, а также перераспределения таможенных доходов в госбюджетах. «И НДС, и экспортные пошлины взиматься будут, и для верного учета доходов таможенные службы стран-участниц должны иметь свободный и неограниченный доступ к первичным документам таможен – декларациям и т.д.», - предложил С.Глазьев. Работа над Таможенным кодексом практически завершена. Он, по заверению С.Глазьева, станет единственным и центральным документом регулирования взаимной торговли всего с несколькими десятками подзаконных актов. «В основу нашего кодекса положена Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, которую уже ратифицировал Казахстан. Вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение норм таможенного законодательства мы оставляем на усмотрение национальных законодательств», - подчеркнул С.Глазьев. Проблемной остается организация статистических служб, взимание косвенных налогов, организация единых баз данных. «Мы ожидаем, что эффект от создания Таможенного союза к 2015 году даст общему ВВП наших стран до 12-15% прироста. Наращивание взаимной конкурентоспособности приведет к облегчению режимов торговли. К ноябрю подготовка нормативной базы ЕТТ будет завершена, а вскоре после этого сформирован список товарной номенклатуры, подлежащей таможенному оформлению. Мы полагаем, что принцип «резидентства» будет сохранен», - добавил С.Глазьев. Он указал на ожидаемое увеличение ёмкости общего рынка трех стран и выразил мнение о том, что особого обострения конкуренции ожидать в результате ввода процедур Таможенного союза не стоит. Член Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ, заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Анатолий Корендясев выделил четыре значимых аспекта создания Таможенного союза – политический, экономический, организационно-административный и общественный. «При рассмотрении всех аспектов надо учитывать, что ФТС РФ не должна остаться «крайней» в реализации программ Таможенного союза: равно ответственными за них должны быть профильные министерства – МЭР РФ, Минпромэнерго, Минфин. Слишком часто государственные соглашения высшего уровня сталкиваются с невозможностью их реализации на местах самими участниками рынка. Именно поэтому необходим «пакетный подход», применяемый развитыми странами. Мы готовы встречаться со всеми заинтересованными сторонами, цели наши, надеюсь, обоюдны», - заключил А.Корендясев. ИА "Альянс Медиа" |