17.06.2010  Нижегородская область: меры по оптимизации платежей за электропотребление

   В ТПП Нижегородской области состоялся круглый стол «Меры по оптимизации платежей за электропотребление в условиях перехода к свободным ценам в 2011 году». Организатором мероприятия выступил общественный Комитет по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО.
   Во встрече приняли участие директор департамента проектного планирования и анализа ТПП НО Александр Аносов, главный специалист департамента Валерий Анкудинов, директор департамента по работе с предпринимательскими структурами Ирина Доценко, заместитель генерального директора ОАО «НСК» Валерий Глушков, заместитель генерального директора НАПП Борис Телегин, директор ООО «ЦИПЗК» Сергей Лазарев, президент ООО «Классика» Денис Лабуза, председатель Правления КБ «Ассоциация» Михаил Гапонов и др. Модератором круглого стола выступил председатель общественного Комитета по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО Геннадий Гудков.
   Темами дискуссии стали сравнительный анализ формирования тарифов на электроэнергию в 2010 году по субъектам Федерации в ПФО, выбор тарифного плана на 2011 год и порядок взаимодействия с поставщиками и сетевыми организациями, а также особенности взаимодействия «потребитель – энергоснабжающая организация» на этапе перехода к свободным ценам.
   Открывая обсуждение, Г. Гудков отметил, что программой Правительства РФ предусмотрен переход к рыночному ценообразованию на рынке электроэнергии с 1 января 2011 года и введению поэтапного увеличения доли электроэнергии, приобретаемой по нерегулируемым ценам. Г-н Гудков подчеркнул, что переход на рыночное ценообразование не привел к снижению тарифов. Однако в условиях реформирования ценовой и тарифной политики нормативно-правовые документы постоянно корректируются, и руководителям предприятий приходится своевременно реагировать на изменения, часто подвергая организации угрозе финансовой несостоятельности. В ряде случаев энергоснабжающие компании, используя свою монопольную власть, навязывают неправомерно невыгодные условия потребителям. Также имеют место экономически и технологически не обоснованные отказы либо уклонения от заключения договора с отдельными потребителями.
   «Следует предположить, что при формировании тарифов на энергию региональные службы руководствуются совершенно различными принципами, что приводит к установлению тарифов, отличающихся в разы для хозяйствующих субъектов, работающих на одном товарном рынке в соседних регионах. Следовательно, создаются неравные условия для бизнеса», - сказал г-н Гудков.
   По его словам, по-прежнему использование инвестиционной составляющей в структуре тарифа остается скрытой и нелегализованной для плательщиков-потребителей, выступающих в этом случае в качестве инвесторов.
   Кроме того, в соответствии с федеральным законом от 26.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» предприятия обязаны до 31 декабря 2011 года пройти обязательное энергетическое обследование с оформлением энергетического паспорта предприятия с последующим повторением каждой из процедур каждые пять лет.
   В Нижегородской области по экспертным оценкам имеется более 10 тысяч объектов, подлежащих энергетическому обследованию, требующего финансовых затрат, что осложнит и без того трудное экономическое состояние предприятий.
   Главный специалист департамента проектного планирования и анализа ТПП НО Валерий Анкудинов представил сравнительный анализ формирования тарифов на электроэнергию в 2010 году по субъектам Российской Федерации в ПФО. Он отметил, что этот материал является частью изысканий, проведенных в рамках деятельности общественных комитетов при ТПП НО по исследованию проблем защиты конкуренции; энергоэффективности; инновациям и промышленной политике. В исследовании предпринята попытка проанализировать на уровне субъектов РФ сложившиеся принципы формирования тарифов на электроэнергию, их влияния (в том числе, их нерегулируемой части) на затраты предприятий, а также выработать предложения по снижению затрат предприятий на оплату электроэнергии.
   Г-н Анкудинов отметил, что с целью компенсации роста инфляции подлежит объективному объяснению увеличение тарифов на 10-11% в год. За 4 года они выросли на 45-50% по сравнению с уровнем 2006 года. Исследование показало, что этому условию удовлетворяет только зонный тарифный план. Было выявлено, что плата за электроэнергию при двухставочном тарифном плане увеличилась на 80%, а плата за мощность – на 170%. Увеличение тарифов произошло для наиболее многочисленной группы потребителей – 190% по низкому и 160% по высокому напряжению. Это существенно превышает темп инфляции.
   Валерий Анкудинов сообщил, что рассмотренные в исследовании регионы можно разбить на группы, существенно отличающиеся друг от друга. Наиболее комфортные условия для ведения бизнеса созданы в республике Мордовия и Пензенской области. Самые жесткие условия тарифной политики - в республиках Марий Эл и Татарстан, а также в Нижегородской области.
   Г-н Анкудинов отметил, что на завершающем этапе перехода к рыночному ценообразованию на рынке электроэнергии назрела острая необходимость создания саморегулируемых организаций розничного рынка электроэнергии (совет рынка), а также в области энергетического обследования. Требуется эффективная и оперативная работа региональных органов исполнительной власти, ответственных за энергетику, адекватное антимонопольного регулирования отношений участников рынка в цепочке «генерация-доставка-опт-розница», контроль вертикальных соглашений, аффилированности и злоупотребления доминирующим положением.
   В свою очередь заместитель генерального директора ОАО «НСК» Валерий Глушков подчеркнул, что рост тарифов образуется за счет стоимости покупки электроэнергии и больших затрат, которые вкладываются в тариф на развитие сетевого хозяйства. Большие инвестиционные программы региональной сетевой компании МРСК «Центра и Приволжья» (филиал «Нижновэнерго») также играют значительную роль в повышении тарифов. Он сообщил, что ОАО «НСК» не заинтересовано в повышении тарифов, так как чем они выше, тем меньше платежеспособность предприятий. Г-н Глушков рассказал о переходе на «рап» метод, который включает в себя возврат на инвестированный капитал. Переход к такому методу может привести к замедлению роста стоимости услуг. Так, в западных странах он приводит сначала к росту стоимости услуг, а затем к их падению на 30-50%. Это станет возможным тогда, когда независимым инвесторам можно будет вкладывать инвестиции в сетевые компании и получать гарантированный возврат в течение срока эксплуатации сетевых активов.
   Эксперт ООО «ЦИПЗК» Игорь Комлев проинформировал о выборе тарифного плана на 2011 год и порядке взаимодействия с поставщиками и сетевыми организациями. Он отметил, что в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию установлены три варианта тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям: одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии и мощности; двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт установленной мощности и одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
   Г-н Комлев сообщил, что потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую мощность на розничном рынке один из вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электроэнергию, не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон. По словам Игоря Комлева, проведенные расчеты показали очевидное преимущество расчетов за электроэнергию с применением тарифа дифференцированного по зонам суток, поскольку это дает годовой платеж за электроэнергию на 50% ниже суммы, рассчитанной по действующим ценам, и на 21% - по целевому диапазону. Но применение данного варианта расчетов имеет одну особенность – дополнительной оплате подлежат отклонения от планового почасового объема потребления, что предъявляет особые требования к качеству планирования почасового потребления.
   Г-н Гудков отметил, что правовое поле позволяет потребителю определиться с выбором тарифа, чтобы оптимизировать затраты на электроэнергию. Однако, анализ обращений в ООО «ЦИПЗК» показал, что вопросами оптимизации потребления электроэнергии на предприятиях никто не занимается, а если и занимается, то недостаточно. Причины кроются в нежелании осложнять отношения с поставщиками электроэнергии, а также в отсутствии людей, подготовленных для ведения анализа и верного определения всей энергопотребляющей политики предприятия.
   Г. Гудков поддержал предложение о создании совета розничного рынка в Нижегородской области, который бы обеспечил открытость работы РСТ. Такой совет рынка был бы полезно работающим, не создавал бы дискриминацию. Он также обратил внимание аудитории на проблему энергоаудита, которая заключается в отсутствии в регионе физических или юридических лиц, занимающихся данным видом деятельности и имеющим соответствующую лицензию. В свою очередь В. Анкудинов затронул вопрос необходимости создания саморегулируемых организаций энергоаудиторов в области. Но для создания таких организаций необходима аккредитованные энергоаудиторы. Он сообщил, что в рамках переговоров Палаты с Ивановским энергетическим университетом достигнута договоренность о возможности обучения энергоаудиторов на площадях Волго-Вятской академии государственной службы за счет средств Центра занятости населения области.
   В заключение Г. Гудков отметил, что предприятиям необходимо готовиться к полному переходу рынка электроэнергии на свободные цены, чтобы по части регулируемой цены выбрать тот тариф, который будет оптимальным для деятельности предприятия.
   По итогам заседания участники приняли решение в целях обеспечения прозрачности формирования тарифной политики в отношениях «энергосбытовая компания – сетевая компания – потребитель» обратиться к Правительству Нижегородской области с предложением содействовать в создании совета розничного рынка в составе представителей энергосбытовых компаний, сетевых компаний второго уровня, потребителей электроэнергии, регуляторов и объединений предпринимателей, публиковать в СМИ объем собранных средств, сформированных как инвестиционная составляющая в тарифе и их пообъектное использование. Более того, участники сочли необходимым малому и среднему бизнесу в целях оптимизации платежей за потребление электрической энергии подготовить своих специалистов или обратиться к консалтинговым компаниям, обеспечивающим выбор наилучшего для потребителей тарифного плана и их пошаговое сопровождение в отношениях с энергосбытовыми компаниями.
   В целях оптимизации использования организационных, финансовых, технических ресурсов в проведении энергетического обследования предприятий, в соответствии с требованиями ФЗ № 261 «Об энергосбережении» было принято решение провести переобучение высвобождающихся инженерно-технических работников на профессию энергоаудиторов с использованием средств службы занятости и предприятий с последующим созданием саморегулируемой организации в области энергетического обследования с зоной деятельности в Нижегородской области.
   ИА "Альянс Медиа"