12.12.2006  Новосибирск: предприниматели поставили задачи всем уровням власти по развитию МБ

   Основная проблема, препятствующая развитию малого бизнеса – отсутствие в нормативно-правовой базе механизмов, стимулирующих динамичное развитие этого сектора, а также наличие административных барьеров. Об этом чаще всего говорили участники практической конференции «Малый бизнес и предпринимательство в Новосибирске. Актуальные вопросы и перспективы развития».
   Совет по поддержке и развитию малого бизнеса начал подготовку к конференции в начале года. Специалисты Новосибирского научно-консалтингового центра провели исследование для выявления проблем, возникающих у малых предприятий в процессе деятельности. Опрос был организован таким образом, чтобы охватить широкий круг предпринимателей, выявить наболевшие вопросы и понять, что необходимо для устранения причин, мешающих развитию малых предприятий. В итоге совместными усилиями организаторов – мэрии Новосибирска, Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и городской торгово-промышленной палатой была выработана повестка, вызвавшая живой интерес у представителей малых предприятий.
   В настоящее время на территории города работают 23420 малых предприятий и 40000 индивидуальных предпринимателей. 19,2% населения заняты в субъектах малого бизнеса. В отраслевой структуре малого предпринимательства большую часть занимают торговля, промышленность и строительство. Причем торговые предприятия составляют половину данного сектора. В первом полугодии текущего года малые предприятия отгрузили товаров собственного производства, выполнили работ и оказали услуг на 18,6 млрд руб., что составляет 29,3% городского объема. При этом Новосибирск и Новосибирская область среди субъектов Сибирского федерального округа занимают лидирующие позиции в данном секторе предпринимательства. Более того, на фоне России Новосибирск тоже выглядит неплохо. На 1000 жителей приходится 15 малых предприятий, а в целом по РФ - всего 6. Ежегодно число жителей, занятых в этом секторе новосибирской экономики, возрастает: за год численность работников малых предприятий увеличилась на 3,2%.
   В то же время факторы, тормозящие развитие бизнеса, сохраняются. Это связано как с деятельностью чиновников, так и с состоянием самих малых предприятий.
   В частности, сдерживающим фактором для банков при кредитовании малых предприятий является непрозрачность бизнеса заемщиков, отсутствие необходимого обеспечения по кредитам, отсутствие данных о кредитной истории и самой кредитной истории, неприемлемый уровень соотношения «доходность-риск».
   А организаторы бизнеса при создании своего дела сталкиваются с такими проблемами, как высокая стоимость аренды производственного помещения, необходимость сертификации производства, выбор лучшей схемы налогообложения, регистрация торговой марки, подбор квалифицированного персонала. Возможности малого бизнеса могут шире использоваться для решения задач городского хозяйства и экономики. Об этом тоже говорили собравшиеся предприниматели.
   Еще одна важная тема - процесс взаимодействия предпринимателей с органами власти всех уровней. Как метко заметил вице-мэр Новосибирска Виктор Воронов, синдром столоначальника мешает чиновнику работать и ответственно подходить к поддержке бизнеса, создающего экономическую основу общества. Выступавшие высказывались за то, что отношения между властью и бизнесом должны развиваться в русле партнерства, малый бизнес готов активно участвовать в реализации городских программ по реформированию ЖКХ, строительству, ремонту и реконструкции зданий, производству промышленной продукции и товаров народного потребления, оказывать сервисные услуги населения, работать в нише business-to-business.
   Больная тема для многих предпринимателей – земельные и арендные отношения, суть которых лежит как в несовершенстве законодательной базы, так и в недостаточном уважении к частной собственности в целом.
   При реализации муниципальной собственности до сих пор сохраняется неразрешимая проблема, когда добросовестный арендатор сталкивается с невозможностью выкупить «исторически» попавшее к нему помещение. Для ее решения в рамках полномочий муниципалитета городской Cовет принял решение о предоставлении добросовестным арендаторам, вложившим значительные средства в реконструкцию арендуемых объектов, возможность долгосрочной аренды на 5-15 лет.
   Процедура предложена следующая. Арендатор направляет письмо в горсовет с просьбой заключить с ним договор долгосрочной аренды. Депутатская комиссия по муниципальной собственности удостоверяется в департаменте земельных и имущественных отношений в том, что арендатор действительно платит арендную плату, истратил на узаконенную реконструкцию и ремонт значительные средства. После этого сессия горсовета может утвердить решение, на основании которого департамент земельных и имущественных отношений заключает договор аренды. Причем, как заверил председатель комиссии по муниципальной собственности, депутат горсовета Александр Люлько, договор будет действовать даже в случае продажи муниципального имущества новому собственнику. Ставка аренды также устанавливается муниципалитетом и может повышаться только раз в год. По словам депутата, это все, что может предложить муниципалитет для защиты добросовестных арендаторов в рамках действующего законодательства.
   Адвокат Денис Преснецов много внимания уделил противоречиям и проблемам правового регулирования малого бизнеса. В частности, он оценил административные барьеры, мешающие начинающему бизнесу «встать на ноги». Д. Преснецов отметил, что количество контролирующих органов все еще превышает разумные пределы.
   Еще в 2002 году президент в своем послании к Федеральному Собранию предлагал заменить часть контролирующих органов более эффективными мерами ответственности самих экономических субъектов. По мнению Д. Преснецова, такая ответственность может быть решена через расширение практики комплексного страхования ответственности. За порядок в той или иной сфере страховая компания будет «отвечать рублем», в отличие от чиновника, который в худшем случае рискует получить служебное взыскание.
   Проверки контролирующих органов и сдача различной отчетности – еще два мощных барьера на пути развития малого бизнеса. Не секрет, что значительную часть споров в арбитражных судах составляют споры с инспекциями по налогам и сборам. Они в основном возникают после выездных проверок. В том же 2002 году в послании к Федеральному собранию президент говорил о том, что правительство должно обеспечить сведение таких проверок к минимуму – в некоторых регионах такая практика имеется и достаточно хорошо функционирует, о необходимости установить мораторий на проверки для малых предприятий хотя бы в первые три года их существования.
   Среди основных нарушений при проведении проверок – несоблюдение должностными лицами налоговых органов процессуальных требований к документам о проведении проверки.
   Сдача отчетности даже при упрощенной системе налогообложения – тоже проблема. Особенно если субъект малого предпринимательства выступает работодателем. Количество требуемых разными органами документов для него несоразмерно велико: налоговая инспекция, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. При этом сдача отчетности во все эти органы законодательно разнесена во времени и осуществляется по нескольку раз в год. Малые предприятия просто вынуждены нанимать отдельного работника, который занимается беготней по различным государственным органам.
   Итогом конференции стала резолюция, в которой предприниматели поставили задачи всем уровням власти. На федеральном уровне необходимо в первую очередь разработать и принять Федеральный закон «О государственной политике по развитию малого предпринимательства в РФ»; внести изменения в ФЗ № 131-ФЗ, в соответствии с которыми развитие малого бизнеса на территориях городов будет отнесено к полномочиям органов местного самоуправления; внести изменения в ФЗ № 178-ФЗ, обеспечивающие малым предприятиям первоочередное право приобретения арендованного имущества. Предприниматели также решили подготовить предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс, позволяющие реально снизить налоговую нагрузку и упростить отчетность для субъектов малого бизнеса.
   На муниципальном уровне, считают участники конференции, необходимо разрабатывать механизмы вовлечения более широкого круга субъектов малого предпринимательства в решение задач в различных отраслях городского хозяйства. Среди решений, относящихся к городской власти, - обеспечить разработку программ социально-экономического развития муниципальных образований с учетом мероприятий по развитию малого предпринимательства.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Эпиграф"