20.11.2006  Вступление в ВТО обернется сложностями для малого бизнеса

   Вчерашнее подписание соглашения о вступлении России в ВТО стало, пожалуй, самым большим шагом к этому событию за последние годы. Но членство во Всемирной торговой организацией обернется трудностями для малого предпринимательства в РФ. Такое мнение высказал в ходе брифинга вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
   По его мнению, плюсов здесь немало лишь для крупных компаний. А небольшие предприятия не готовы сегодня к такой конкуренции. «У них другой срок работы, другая кредитная история; не так много малых предприятий, которые сегодня готовы к работе на внешнем рынке», - считает он.
   «Придется приспосабливаться. Кому-то будет легче, кому-то – тяжелее», - добавил С.Катырин. Он подчеркнул, что малому бизнесу даже после вступления в ВТО будет житься легче после принятия федерального закона о МБ. Его проект, разработанный в ТПП РФ, согласован с Правительством РФ, Госдума настроена позитивно, и в скором времени документ должен быть принят. Рассказывая о нем, вице-президент ТПП сообщил, что очень важным шагом станет то, что закон сформулирует само юридическое понятие «малый бизнес». Его «привяжут» к численности работающих в компании.
   Оценивая ситуацию с развитием МБ в целом, С.Катырин заявил, что в его поддержке должны быть заинтересованы прежде всего муниципальные власти. Сейчас же налоги от МБ поступают в казну региона, а не оседают на местах. «Если бы деньги эти шли муниципалитетам, малый бизнес поддерживали бы гораздо активнее», - считает он. Пока же, по его словам, особой позитивной динамики в развитии МБ нет и не ожидается. «Проблемы прежние – нежилые помещения, слишком дорогие кредиты, несовершенная система налогообложения», - сказал вице-президент ТПП.
   Помимо этого, в ходе брифинга была затронута проблема «противостояния» крупных сетей и отечественных товаропроизводителей. Ни для кого не секрет, что последним достаточно трудно «пробиться» со своими товарами на полки крупных сетевых супермаркетов. По мнению С.Катырина, этот вопрос должен регулироваться законодательно. «Эти крупные магазины чаще всего приходят из-за рубежа. Они не нацелены на продажу отечественной продукции, хотя по многим показателям наши товары ничуть не хуже импортных», - отметил он. С.Катырин уверен, что необходим законодательный акт, при помощи которого ситуация смогла бы разрешиться. «Нужно обязать сетевиков устанавливать какой-то процент товаров отечественных производителей, который должен продаваться на их полках», - заявил С.Катырин.
   Кроме того, он подробно рассказал о работе ТПП и ее региональных отделений. Так, за последние годы комитеты ТПП стали более эффективно сотрудничать с Госдумой на этапе подготовки законопроектов; значительно возрос объем законопроектной работы, которая ведется палатой. В несколько раз возросло число общественных формирований, созданных при палатах. Рост объемов услуг территориальных ТПП происходит не только за счет традиционных видов деятельности; зачастую сами члены палат и предприниматели формируют заявки на услуги, которые становятся все более насыщенными интеллектуально. Сегодня это – подбор персонала, оценка бизнеса, подготовка бизнес-проектов, развитие IT, образовательные программы.
   Более плотный контакт налажен и с министерствами, заинтересованными в сотрудничестве с ТПП. Как сообщил С.Катырин, идет активная работа с Министерством обороны – ТПП проводит экспертизу товаров, закупающихся для нужд Вооруженных сил. По словам вице-президента палаты, у ТПП имеется большой потенциал по расширению сотрудничества с государством в области госзаказа – контроль за качеством, количеством, своевременностью поставок и пр. В этом году уже проведено 200 экспертиз и проверено 10% обмундирования и продовольствия, закупаемого Минобороны. «И если раньше около 70% проверяемой продукции не удовлетворяло требованиям ГОСТа, техническим требованиям или условиям контракта, то теперь этот показатель снижен до 30%», - отметил С.Катырин. Он добавил, что аналогичная работа в дальнейшем может проводиться и с другими структурами. Таким образом, ТПП РФ вносит свой вклад в борьбу с коррупцией: при уже проделанной работе вдвое снизилось количество попыток недобросовестных поставщиков сбыть для армии некачественный товар. А затраты на взятки чиновникам составили уже 9% от оборота бизнес-структур в стране – это более 100 млрд долларов ежегодно.
   Сегодня система торгово-промышленных палат – это 173 ТПП, 82 из которых – палаты субъектов РФ, 91 – палаты муниципальных образований; более 35 тыс. предпринимателей–членов палат; 34 комитета ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства; 16 представительств за рубежом; негосударственный реестр надежных партнеров, включающий 250 хозяйствующих субъектов.
   ИА "Альянс Медиа"